Школа научного управления

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ЛЕКЦИЯ 2

11 сентября 2015 года

Эволюция науки управления

1. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)

2. Административная (классическая) школа управления (1920 - 1950 гг.)

Школа научного управления

Основные представителями школы научного управления является Фридирих Тейлор. Широкая известность в нему пришла после его выступления в Конгрессе США по изучению цехового управления. Именно в этот момент менеджменту была впервые дана смысловая определённость, именно Тейлором менеджмент был определён как организация производства. Научное управление, по мнению, Тейлора должно сосредоточиться на работе, выполняемой на самом низшем уровне организации. Основная задача, по мнению Тейлора, - это выдача научно обоснованного задания рабочим и определения методов выполнения этого задания. Цель – повышение производительности труда. Начало исследований Тейлора – это анализ работы двух грузчиков сыпучих материалов. Изучались движения рук, ног, всего тела, менялась нагрузка на лопату, сама форма лопаты и т.д. Из этих опытов возникло описание методов погрузки каждого материала в различных условиях и норм выработки для физически сильного первоклассного рабочего. Кроме того, Тейлор создал систему дифференцируемой оплаты, то есть он придавал основное значение в стимулировании активности производственного процесса системе сдельных ставок заработной платы.

Основные принципы:

· Рациональная организация труда

· Разработка формальной структуры организации

· Разграничение исполнительных и управленческих функций

Основоположники школы научного управления:

· Ф. У. Тейлор («Принципы научного управления»)

· Френк и Лилия Гилберт

· Генри Ганнт

· Генри Форд

· Харрингтон Эмерсон («Двенадцать принципов производительности») и др.

Принципы рациональной организации Ф.У.Тейлора:

ü Научное изучение каждого вида трудовой деятельности

ü Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев

ü Сотрудничество администрации с рабочими

ü Равномерное и справедливое распределение обязанностей

Роль дифференцируемой оплаты:

1. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать производительность труда, так как способствует повышению сдельной заработной платы рабочих.

2. Использование дифференцированных сдельных ставок в различных сочетаниях способно простимулировать деятельность не только рабочего, но и управленческого персонала.

Помимо исследований производственных операций и методов их стимулирования Тейлор уделял внимание:

1. Регламентирование режима работы и отдыха

2. Нормальное обеспечение рабочих инструментами

3. Обеспечение рабочих не только инструментами, но и методикой выполнения поставленных задач

4. Обучение менеджменту и рабочих

Методы рациональной организации Ф.У.Тейлора:

ü Метод наблюдений, анализ трудовых процессов

ü Хронометраж, замеры, фиксации движений рабочих

ü Специальная киносъёмка и фотографии трудовых операций

ü Разработка форм материальной заинтересованности работника

ü Определение разумных норм труда и плата за их перевыполнение

ü Подбор людей, которые физически и интеллектуально подходили к выполняемым работам и операциям

ü Обучение и подготовка кадров

ü Выделение функции управления в особый вид профессии

Сущность системы дифференциальной оплаты труда:

o Разработка сдельных ставок заработной платы.

o Выплата заработной платы рабочим в соответствии с их выработкой.

o Повышение производительности труда рабочих.

Правила построения диаграммы Ганнта:

  1. Составить перечень мероприятий, которые обеспечивают получение конечного результата
  2. Распределить мероприятия по ранжиру (по временной последовательности)
  3. Описать длительность каждого мероприятия
  4. Составить таблицу: выписать по горизонтали - временные промежутки (дни недели, месяцы, кварталы), по вертикали – список ранжированных дел
  5. Составить диаграмму – расположить мероприятия в координатной плоскости
  6. Необходимо обозначить стрелками на плане связи между делами, и последовательность их реализации
  7. Нужно обозначить другие виды связей: те, которые показывают процессы, и те, которые показывают ресурсы
  8. Обозначить на диаграмме точки контроля: каждый этап должен заканчиваться точкой контроля, в которой рассматривается и корректируется расхождение запланированного с реальностью.


Результаты работы Гилбретов:

ü Изобретение микрохронометра

ü Описание «терблигов»

С помощью применения кино- и фотокамеры Гилбреты смогли выявить и описать 17 движений кисти руки. Этим движениями они дали название «терблиг».

ü Создание нормативов на определённые виды работ

ü Пионерные разработки в сфере организационной психологии и управления персоналом (Л.Гилбрет)

Ф.Гилбрет выявил три фактора, влияющих на работоспособность рабочего:

1. Переменные факторы рабочего: телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация

2. Переменные факторы обстановки: отопление, освещение, одежда, монотонность и трудность работы и т.д.

3. Переменные факторы движения: скорость, количество выполняемой работы, автоматичность, целесообразность движения и т.д.

Принципы рационального построения организации (Макс Вебер):

1. Определение всех функций инструкциями

2. Нормирование всех работ

3. Разделение труда и специализация управленческого персонала

Результаты практических разработок Г.Форда:

· Стандартизация всех производственных процессов

· Разделение операций на мелкие составляющие

· Механизация транспортных операций

· Синхронизация выполнения процессов

· Организация поточного

Недостатки научной школы управления:

· Непризнание различия между индивидами

· Не учитываются возрастающие потребности рабочих

· Игнорирование предложений рабочих

· Усиление конфликтов между администрацией и рабочими

· Повышение интенсивности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: