Тема 1.2. Общение в сестринском деле
Функции общения. Элементы эффективного общения. Уровни общения. Типы общения. Стили, средства общения. Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».
Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.
Значение психотерапевтического воздействия хорошо известно - его ценность превосходит иногда все другие методы лечения.
Поэтому общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если сестра владеет навыками эффективного общения.
Термины | Определение |
Общение | Сложный, многоплановый процесс установления и развития контакта между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека |
Коммуникация | Обмен информацией между индивидами через посредство общей для них знакомой системы |
Коммуникатор | Человек, передающий информацию |
Респондент | Человек, получающий информацию |
Вербальное общение | Общение при помощи слова, речи |
Невербальное общение | Общение при помощи мимики, жестов, осанки, позы вместо слов |
Кинетика | Жесты, мимика, пантомимика |
Паралингвистика | Голос, плач, смех, темп речи |
Этика (Etnos – обычай, нрав) | Наука, изучающая нравственность, то есть нормы поведения людей, их моральные отношения |
Деонтология (Deontos – должное надлежащее, logos – учение) | Наука, изучающая профессиональные отношения |
Медицинская этика | Наука, изучающая моральные отношения между врачом, сестрой, пациентом и его родственниками |
Медицинская деонтология | Наука, изучающая профессиональные отношения между врачом, сестрой, пациентом и его родственниками |
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
|
|
Элементы эффективного общения
Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.
Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу можно с помощью нескольких приемов:
1. «Имя собственное» Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.
2. «Комфортная обстановка» Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента.
|
|
3. «Зеркало отношении» Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.
4. «Построение беседы» Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента.
5. «Золотые слова» Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа.
6. «Риторические способности» Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да».
При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.
7. «Профессиональная этика» В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов, информируют его о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции.
8. «Взаимное понимание» В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.