Требуемые институты ответственности: исходные принципы

До сих пор главные антикризисные действия национальных правительств сводились к финансовым вливаниям и государственным программам обеспечения занятости. Рано или поздно придется заняться институциональными новациями, причем, как на национальном, так и на международном уровнях.

Если верен тезис о необходимости «подтягивания» институтов и практик обеспечения экономической ответственности к новым реалиям глобальной экономики, то эффективность новых систем и способов регулирования будет зависеть именно от их способности поддерживать ответственность экономических акторов самого разного масштаба. «Невидимая рука рынка» в данном случае если и «поможет», то только через неминуемость новых глобальных кризисов. Построение единой административной системы контроля, как известно, провалилось в рамках отдельных государств с коммунистическими режимами. Пустые надежды на создание такого Левиафана в глобальном масштабе не стоит даже обсуждать.

Остается третий путь — установление систем правил на каждом уровне и обеспечение контроля над их соблюдением. Эти правила будут обеспечивать ответственность экономических акторов тогда, когда отсроченные негативные последствия их действий получат «авторство» и возвратятся в виде исков от пострадавших, а соответствующие суды будут по данным правилам вменять эти иски виновникам. Ближайшая аналогия – контрактное право, вполне эффективно регулирующее экономические взаимодействия уже несколько столетий.

Современная Россия: наслоение трех кризисов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: