Приборы и принадлежности: стойка, на которой закреплено маховое
колесо, линейка, секундомер, шнур с
грузом.
Целью работы является определение момента инерции махового колеса и силы трения в опоре.
Момент инерции махового колеса А и силу трения вала С в опоре можно определить при помощи прибора, изображенного на рис.1.
Маховое колесо приводится во вращательное движение грузом В. Груз В в начальный момент времени находится на высоте h 1, обладая потенциальной энергией mgh 1, где m – масса груза. Если предоставить возможность грузу падать с высоты h 1, то потенциальная энергия груза перейдет в кинетическую энергию поступательного движения груза Ek = , кинетическую энергию вращательного движения махового колеса и на работу по преодолению трения в опоре вала, A=fтрh 1. По закону сохранения энергии:
mgh 1= + + fтрh 1. (1)
Груз движется равноускоренно без начальной скорости. Скорость и ускорение соответственно выразятся:
. (2)
Угловая скорость махового колеса определится по формуле:
|
|
, (3)
где r – радиус вала, на который наматывается шнур груза.
Сила трения f тр вычисляется следующим образом. Маховое колесо, вращаясь по инерции, поднимает груз на высоту h 2< h 1 и потенциальная энергия груза на высоте h 2 будет равна mgh 2. Груз не поднимается на первоначальную высоту, так как часть энергии тратится на работу по преодолению силы трения в опоре:
mgh 1 – mgh 2= fкр (h 1+ h 2). (4)
Откуда сила трения равна:
. (5)
Подставив в (1) выражения для V, w, fтр из (2,3,5) получим:
,
преобразовав, получим:
.
Сделав соответствующие преобразования окончательно получим рабочую формулу:
. (6)