Этот хадис указывает на великие пользы

1 — Поистине, религия (дин) имеет три степени: ислам, вера (иман) и ″ихсан″. Вера (иман) выше Ислама, а ″ихсан″ выше веры (имана). У каждой степени есть столпы (арканы): столпы Ислама, столпы веры (имана) и один столп ″ихсана″.

2 — В хадисе указание на обучение, путем задавания вопросов и получения ответов. Это – успешная методика обучения, так как она делает человека внимательным, ведь, он, слыша вопрос, напрягает свой разум, начиная самостоятельно искать ответ. Затем он слышит ответ на вопрос, которого с нетерпением ждал, и этот ответ укрепляется в его памяти.

3 — В хадисе указание на то, что человеку, который не знает ответа на заданный вопрос, следует говорить: ″Аллах и Его посланник знают лучше!″ [450] Таким образом, человек поручает знание тому, кто обладает этим знанием. Он не дает ответ, не имея знаний, и не строит догадок. Отвечать на вопросы без знаний запрещено! Когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о наступлении Часа, он сказал: «Спрашиваемый знает не больше, чем спрашивающий». Также, когда он спросил сподвижников: «Знаете ли вы того, кто задавал вопросы?», — они не знали ответа и сказали: «Аллах и Его посланник знают лучше».

Это указывает на то, что нельзя строить догадок в вопросах шариата и в вопросах религии. Пусть тот, кто обладает знанием, отвечает на вопросы, а тот, кто не обладает знанием, пусть говорит: ″Аллаху ведомо лучше!″ Даже тот, кто сказал: «Я не знаю», — дал хороший ответ.

Однажды, имаму Малику, да помилует его Аллах, задали сорок вопросов, а он ответил только на шесть из них. Что же касается остальных вопросов, то он сказал: «Я не знаю». Тогда спрашивающий сказал ему: «Я пришел с далеких земель, проделал долгий путь, утомил свое верховое животное, а ты говоришь: ″Я не знаю!″». Тогда имам Малик сказал: «Садись на своё верховое животное, отправляйся в страну, из которой ты приехал, и скажи: — Я задал Малику вопросы, а он сказал: ″Я не знаю″». И это не является недостатком, если человек не знает ответа на шариатские вопросы и говорит: ″Я не знаю″, даже если он при этом является большим ученым. Ведь, даже пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спрашиваемый знает не больше, чем спрашивающий».

Иногда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, задавали некоторые вопросы, а у него не было на этот счет откровения от Аллаха Всевышнего. В таких ситуациях он ждал, пока откровение не будет ниспослано. Разве вы не читали слова Всевышнего:

﴿ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ ﴾

«Они [люди] спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: ″В них есть большой грех…″» [451].

А также:

﴿ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ ﴾

«Они [твои сподвижники] спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: ″Они определяют промежутки времени для людей и хаджа″» [452].

Поэтому, обычно, когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задавали вопрос, а он не знал ответа, он ждал, пока снизойдет откровение от Аллаха. Если даже он делал так, тогда это тем более касается всех остальных людей. Если люди не знают ответов на вопросы, то пусть спросят у знающих, пусть изучат эти вопросы по книгам ученых, чтобы получить ответ. Если же человек торопится дать ответ, то в этом заключена огромная опасность и несоблюдение этикета (адаба) по отношению к Аллаху Всевышнему. Ведь, человек, отвечающий на вопрос, отвечает от имени шариата Аллаха. Он говорит: «Аллах разрешил это, а запретил то». В этом заключена огромная опасность!

4 — В хадисе указание на правила поведения, которые должен соблюдать ученик. Джибриль, господин ангелов, сидит перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на бёдра пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и задает вопрос, соблюдая этикет. Он сделал так, чтобы научить людей тому, как нужно вести себя с учеными.

5 — В хадисе также разъяснение некоторых признаков Судного Часа.


Третья основа

Познание пророка Мухаммада
(да благословит его Аллах и приветствует)

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Третья основа — познание вашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

معرفة نبيكم محمد صلى الله عليه وسلم

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Это – третья из трех основ. Как мы знаем, шейх, да помилует его Аллах, сказал в начале этого послания, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны изучить эти три основы.

Три основы:

1 – Познание Аллаха;

2 – Познание религии Ислам;

3 – Познание пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Мы уже объяснили первые две основы и объяснили доводы, касающиеся их.

Третья основа – это познание пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был посредником между Аллахом и Его творениями в донесении религии Аллаха и Его послания, поэтому обязательно познавать этого пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как ты можешь последовать за человеком, ничего не зная о нём?! Ты непременно должен узнать его имя, узнать город, в котором он родился и рос, узнать город, в который он переселился, узнать срок его жизни. Ты непременно должен узнать, как он жил до пророчества, и как он жил после пророчества. Ты непременно должен узнать, как он жил до переселения в Медину, и как он жил после переселения. Ты непременно должен узнать, как и когда началось ниспослание откровения. Ты непременно должен узнать, какой аят указал на его пророчество и посланническую миссию. Непременно нужно знать всё это! Ты непременно должен узнать его родословную. Ты непременно должен узнать, из какого он племени, так как у арабов много племён. Непременно нужно узнать всё это о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изучая аяты и хадисы, связанные с этими вопросами, изучая его жизнеописание.

—————————————————————————————————————————————

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Его имя — Мухаммад ибн ‛Абдуллах ибн ‛Абд уль-Мутталиб ибн Хашим. Хашим был родом из курайшитов, а курайшиты из числа арабов, а арабы являются потомками Исма‛иля ибн Ибрахима аль-Халиля, мир ему и нашему пророку и наилучшее благословение».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

وهو محمد بن عبد الله بن عبد المطلب بن هاشم وهاشم من قريش وقريش من العرب والعرب من ذرية إسماعيل بن إبراهيم الخليل عليه وعلى نبينا أفضل الصلاة والسلام

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Это – имя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его родословная. Его имя – Мухаммад. Аллах Всевышний упомянул это имя в Коране, сказав:

﴿ مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ ﴾

«Мухаммад - Посланник Аллаха» [453].

А также:

﴿ وَمَا مُحَمَّدٌ إِلاَّ رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ ﴾

«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники» [454].

А также:

﴿ مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ ﴾

«Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей [455]» [456].

А также:

﴿ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَآمَنُوا بِمَا نُزِّلَ عَلَى مُحَمَّدٍ وَهُوَ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ كَفَّرَ عَنْهُمْ سَيِّئَاتِهِمْ وَأَصْلَحَ بَالَهُمْ ﴾

«Он простил грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали праведные деяния и уверовали в истину [в Коран], ниспосланную Мухаммаду от их Господа» [457].

Также его зовут – Ахмад. Поэтому, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذْ قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُم مُّصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَمُبَشِّرًا بِرَسُولٍ يَأْتِي مِن بَعْدِي اسْمُهُ أَحْمَدُ ﴾

«И вот (однажды) Иса [Иисус], сын Марьям [Марии], сказал: "О сыны Исраила [потомки пророка Йакуба]! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате [Торе] до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад"» [458].

Он – Мухаммад и Ахмад, и смысл этих имен примерно одинаков. ″Мухаммад″ – это тот, кто много восхваляется, и имеет много восхваляемых качеств. Также его называют пророком милости и пророком сражений. Также из его имен ″аль-Хашир″ (собирающий) и ″аль-‛Акыб″ (идущий следом)[459]. Кто желает подробнее изучить эту тему, пусть вернется к книге «Джиляу аль-Афхам фи-с-соляти уа-с-салями ‛аля хайри-ль-анам», автором которой является имам ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах.

Что касается его рода, то он – Мухаммад сын ‛Абдуллаха, а ‛Абдуллах сын ‛Абд уль-Мутталиба, а ‛Абд уль-Мутталиб сын Хашима ибн ‛Абди Манафа ибн Къусайа ибн Киляба.

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, из племени курейш, которое является самым почетным среди племен. Курейшиты являются потомками Исма‛иля, да благословит его Аллах и приветствует.

Как известно, арабы делятся на две группы:

1 — Чистокровные арабы — а это племя ″къахтания″.

2 — Арабизированные арабы — а это племя «‛аднания», которые были потомками Исма‛иля ибн Ибрахима аль-Халиля, да благословит Аллах их обоих и приветствует. Их называют арабизированными арабами по той причине, что они изучали арабский язык у чистокровных арабов. Это произошло тогда, когда племя Джурхум поселилось в Мекке недалеко от Хаджар, матери Исма‛иля, а Исма‛иль еще был маленьким. Племя Джурхум обнаружило источник воды Зам-Зам и поселилось возле него.

Исма‛иль в то время был еще грудным младенцем. Затем он вырос и перенял арабский язык от племени Джурхум, которые были чистокровными арабами. Исма‛иль женился на девушке из племени Джурхум, а затем его дети изучали арабский язык и воспитывались среди арабов. И таким образом они стали арабами.

Что же касается чистокровных арабов (племя ″къахтания″), то они родом из Йемена.

Некоторые ученые говорят, что чистокровные арабы делятся на две группы:

а) исчезнувшие (погибшие) арабы – а это народ Нуха, племя ‛Ад, племя Самуд и народ Шу‛айба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: