Метод высшей и низшей точек

∆q = q max – q min = 910 – 385 = 525 (шт.)

∆Р = Рmax – Рmin = 7280 – 3652 = 3628 (руб.)

Ставка переменных расходов на единицу продукции (Крз) = 3628/525 = 6,9105

  Совокупные переменные расходы Постоянные расходы
максимальная точка 6,9105 * 910 = 6288,5333руб. 7280 – 6288,5333= 991,4667 руб.
минимальная точка 6,9105 * 385 = 2660,5333 руб. 3652 – 2660,5333 = 991,4667 руб.
Общая сумма расходов Y = 991,4667 + 6,9105 X, где Х – объем производства в натуральном выражении.

Несмотря на достаточную распространенность, метод имеет ряд недостатков:

1) в основе построения формулы издержек присутствуют всего два показателя объема производства - минимальный и максимальный, все прочие игнорируются. Как правило, двух показателей недостаточно для получения точных результатов при анализе издержек, более того, отсутствует возможность проверки степени точности, достигнутой в вычислениях.

2) на практике бывает сложно определить, действительно ли избранным максимальным и минимальным уровням производственной активности соответствуют наиболее типичные величины затрат.

3) возможная ошибка может быть заложена в самом допущении, что между объемом производства и переменной компонентой смешанных затрат, представляющих собой большей частью накладные расходы, существует линейная зависимость.

Регрессионный метод по приведенному примеру дает другие результаты Y = 2017, 3503 + 4, 9011*X

***

Поведение переменных и постоянных затрат в релевантном периоде и операционная зависимость:

Объем производства (продаж) Переменные затраты Постоянные затраты Прибыль
общие на единицу продукции общие на единицу продукции
Растет увеличиваются остаются неизменными остаются неизменными снижаются увеличивается за счет а) увеличения физического объема продаж б) снижения постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции
Снижается уменьшаются остаются неизменными остаются неизменными увеличиваются снижается за счет а) снижения физического объема продаж б) увеличения постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции
Релевантный период - в течение которого затраты не меняют своего поведения

Поведение затрат анализируется в границах периода, в течение которого не происходит существенного изменения параметров деятельности. Это связано с возможностями применения математического аппарата операционного анализа, который основан на определенной взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.

Определение финансовых результатов:

выручка от продажи продукции минус переменные затраты
= маржинальный доход
минус постоянные затраты
= прибыль

Прибыль (PR) определяется как разница между маржинальным доходом и постоянными затратами:

PR = q * (p - v) - F, где F - постоянные затраты.

Маржинальный доход образуется в результате превышения цены на реализуемую продукцию (р) над переменными затратами (v), его общая величина также зависит от объема продаж (q). Маржинальный доход nfr;t называют, брутто-прибылью, суммой покрытия. Последнее означает, что если маржинальный доход превышает (покрывает) постоянные затраты, то образуется прибыль. Относительный показатель в виде отношения маржинального дохода к выручке называется коэффициентом маржинального дохода (коэффициентом покрытия постоянных затрат), его динамика и структура маржинального дохода позволяет оценивать способность покрывать постоянные затраты и тенденции в формировании прибыли.

В аналитических целях маржинальный доход может быть рассчитан как

1) произведение маржинальной ставки (p - v) и физического объема продаж (q) - M = q * (p - v) для анализа факторов, влияющих на маржинальный доход,

2) сумма постоянных затрат и прибыли: М = F + PR – анализируется структура маржинального дохода;

3) M = pq * Kmср, что позволяет оценивать роль факторов – объема продаж и ассортимента в формировании маржинального дохода.

В первом случае появляется возможность анализировать факторы, влияющие на изменение маржинального дохода (цена и переменные затраты на единицу продукции, объем продаж), во втором - оценивать структуру маржинального дохода и ее динамику. Негативные тенденции связаны со снижением доли прибыли в общей сумме маржинального дохода.

Важным направлением анализа является анализ выгодности производства продукции в разрезе ассортимента, определение вклада каждого изделия в общую сумму покрытия, который определяется маржинальным доходом (m), приходящимся на единицу продукции данного вида (m = p – v). Оценить этот вклад можно с помощью коэффициента маржинального дохода (km) и коэффициента соотношения переменных затрат и цены (kv/p) - чем ниже коэффициент, тем больше индивидуальный коэффициент маржинального дохода (km):

1 - v = p - v = km
p p

Маржинальный доход можно определить как произведение стоимостного объема продаж и коэффициента покрытия:

M = p * q * q*(p – v) или M = p * q * km
p * q

В этой формуле маржинальный доход равен произведению стоимостного объема продаж и коэффициента маржинального дохода и может быть рассчитан для продукции одного вида.

Вклад каждого изделия в общую сумму покрытия определяется также его долей в объеме продаж (di). Оценка выгодности ассортимента выпускаемой продукции может быть дана с помощью средневзвешенного коэффициента (kmср), который рассчитывается как сумма произведений коэффициентов по каждой ассортиментной позиции и долей соответствующих видов продукции в общем объеме продаж. Если предприятие выпускает определенный ассортимент продукции, а виды продукции отличаются по цене и переменным затратам, а также имеют неодинаковый удельный вес в общем объеме, то маржинальный доход рассчитывается с учетом средневзвешенного коэффициента, а прибыль равна разнице между маржинальным доходом и постоянными затратами:

  n       - средневзвешенный коэффициент покрытия как сумма произведений коэффициентов покрытия по i – той продукции и долей продукции i – того вида.
km ср = Σ pi - vi * di
pi
  i=1      
  продажи * n       - маржинальный доход как сумма произведений стоимостного объема продаж по i – той продукции и соответствующих коэффициентов покрытия с учетом доли продукции каждого вида в ассортименте.
M = Σ pi - vi * di
pi
  i=1      
  продажи * n       – F - прибыль как разность между маржинальным доходом и общей суммой постоянных расходов.
PR = Σ pi - vi * di
pi
  i=1      

Другим направлением операционного анализа является анализ безубыточности продукции. Прибыль может быть получена после того, как покрыты все затраты на производство и реализацию продукции. Переменные затраты на каждую единицу продукции покрываются ее ценой, а разница между ценой и переменными затратами в виде маржинального дохода, приходящегося на единицу продукции, покрывает часть постоянных затрат. Необходимо продать определенное количество изделий, чтобы полностью покрыть постоянные затраты. Если PR = 0, то q*(p - v) - F = 0.

Следовательно, физический объем продаж, необходимый для достижения безубыточности, определяется для продукции определенного вида делением постоянных затрат на маржинальный доход единицы продукции по следующей формуле:

q Крит i = Fi = Fi
pi – vi mi

Его называют критическим объемом продаж или на графике критической точкой (точкой безубыточности). Другое название, очень точно отражающее суть расчета, "порог рентабельности", что означает - после прохождения критической точки физический объем продаж будет приносить прибыль. Расчет, в известном смысле, условен, так как невозможно точно определить долю постоянных затрат, относящихся к продукции определенного вида. Величину постоянных затрат для i – той продукции определяют, например, по доле этой продукции в общем ассортименте. Для того чтобы определить критический объем по каждой ассортиментной позиции, общая сумма постоянных расходов распределяется по видам продукции пропорционально доле каждого вида продукции в общем объеме продаж.

Критический объем продаж также рассчитывается в стоимостном выражении, если неизвестны все необходимые параметры, но задан необходимый уровень коэффициента соотношения переменных затрат и цены или в прогнозных расчетах исходят из определенного коэффициента маржинального дохода. В этом случае можно воспользоваться следующими формулами:

pqКрит = F или pqКрит = F
1 – kv/p km

Объем продаж для каждого вида продукции распадается на две части: критический объем (до прохождения точки безубыточности) и запас прочности (после прохождения критической точки). Чем ниже критический объем, тем выше запас прочности, тем менее вероятно, что в результате колебаний спроса и снижения объема продаж будет получен убыток.. Запас прочности (S) как аналитический показатель можно выразить в единицах физического объема продукции, в стоимостном выражении, но более удобно его рассчитывать в процентах к общему запланированному (или фактическому) объему продаж (объем продаж и критический объем продукции выражаются в отпускных ценах):

S = объем продаж – критический объем *100
объем продаж

Точка безубыточности достаточно подвижна, ее изменение зависит от изменения суммы постоянных расходов, объема продаж, маржинального дохода в расчете на единицы продукции. Показателем, характеризующим способность к покрытию постоянных затрат при данном объеме продаж, является операционный рычаг (Lq). Он рассчитывается в виде коэффициента как соотношение маржинального дохода и прибыли:

Lq = F + PR
PR

Увеличение операционного рычага отражает неудовлетворительную структуру маржинального дохода и связано со многими факторами, но объем продаж - фактор, в значительной мере определяемый внешней средой, т.е. спросом на продукцию и отражающий деловую активность. При значительной сумме постоянных расходов снижение объема продаж по сравнению с запланированным может привести к убыткам. Изменение прибыли под воздействием фактора - изменение объема продаж - называется эффектом операционного рычага. Главная особенность состоит в том, что изменение прибыли происходит более интенсивно, чем изменение фактора, а зависит это от величины операционного рычага. Эффект операционного рычага измеряется как относительный показатель – прирост прибыли к ее значению в базисном периоде.

Эффект Lq = Lq * Δq
q0

Эффект Lq (ΔPR) – изменение прибыли в процентах;

Lq - операционный рычаг, коэффициент;

Δq/q – изменение фактора – объем продаж (в процентах) как предполагаемая величина или фактическое снижение объема продаж в зависимости от цели анализа и используемой информации.

Например, если операционный рычаг равен 3,4 при вероятном снижении физического объема продаж на 10%, то прибыль снизится на 34% [3,4* (-10%)]. Операционный рычаг взаимосвязан с запасом прочности, запас прочности есть величина, обратная силе операционного рычага:

Lq =   и, наоборот, S =  
S Lq

Сила влияния других факторов (рычаг) и изменение прибыли в связи с этим (эффект операционного рычага) может рассчитана для всех показателей модели: PR = q * (p – v) - F.

Подумайте, как получить формулы для расчета эффекта операционного рычага? Влияние каждого фактора на прибыль рассчитывается изолированно, т.е. без учета изменения других факторов (значения остальных факторов в расчет принимаются на уровне базовых значений, метод цепных подстановок не применяется).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: