Раздел темы 5. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли (Операционный анализ)

  • Поведение и характеристика текущих затрат
  • Маржинальный подход к формированию финансовых результатов.
  • Критический объем продаж: графический и расчетный способы определения.
  • Содержание анализа безубыточности продукции.
  • Операционный рычаг и запас прочности.

Под поведением затрат понимается их изменение в зависимости от изменения показателя деловой активности (как правило, объема производства или продаж).

По признаку связи затрат с показателем деловой активности принято классифицировать затраты как условно-переменные и условно-постоянные.

Составить единую классификацию затрат как переменных и постоянных невозможно, так как одни и те же статьи затрат могут вести себя неодинаково в разных условиях; любые затраты в долговременном периоде становятся переменными; помимо постоянных и переменных затрат существуют смешанные затраты (полупеременные и полупостоянные).

В учетной практике отражение затрат на счетах бухгалтерского учета основано на их характере и функциональной принадлежности, поэтому для анализа поведения затрат используются методы, позволяющие описать и классифицировать затраты.

Практическое значение такой классификации заключается в использовании взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли для принятия управленческих решений в области планирования затрат, оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, ценообразовании и др. Кроме того, в практической деятельности применяются системы управленческого учета, основанные на калькулировании себестоимости продукции по переменным затратам.

Для целей прогнозирования будущей величины затрат необходимо проанализировать данные о затратах прошлых периодов, предварительно выбрав независимую переменную и период времени, за который будут анализироваться издержки.

В подавляющем большинстве случаев под такой независимой переменной понимается показатель объема производства (продаж) как показатель деловой активности. На промышленном предприятии затраты обычно рассматриваются как функция объема выпуска, что в краткосрочном периоде считается достаточно корректным. Уровень цен, степень загрузки производственных мощностей, ассортимент выпускаемых изделий считаются неизменными в течение производственного цикла.

В зависимости от цели анализа необходимо выбрать способ измерения показателя деловой активности. Если расчеты выполняются с целью прогнозирования дохода, анализа безубыточности и ценообразования, то, как правило, используют физический или стоимостный объем. При составлении смет и контроле уровня затрат на предприятиях, производящих однородную продукцию, объем выпуска может измеряться в единицах продукции. Если же выпускаемая продукция разнородна, используют, например, количество затраченного ручного труда, выраженного как в часах, так и в денежных единицах, или количество машинного труда (машино-часов).

Период, за который анализируются данные, одновременно должен соответствовать двум требованиям:

период достаточен для накопления информационной базы учета периодических затрат;

производственный процесс за это время не претерпел существенных изменений.

Поэтому выбор периода производится исходя из конкретных обстоятельств и с учетом специфики хозяйственной деятельности организации.

Постоянные затраты – производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода и не зависят от деловой активности, например:

· расходы на рекламу;

· арендная плата;

· амортизация амортизируемого имущества.

В условиях развития новых технологий и усложнения производственного процесса наблюдается тенденция к увеличению доли постоянных затрат в общей структуре издержек. Поведение постоянных затрат может быть обусловлено:

- их внутренней природой. Такие затраты возникают, как правило, в результате инвестиций во внеоборотные активы (строительство зданий, приобретение оборудования и т.п.) или арендой внеоборотных активов – амортизация, лизинговые платежи, арендная плата. Их можно проконтролировать только в момент принятия решения об увеличении активов;

- решением руководства компании. К этим затратам могут относиться административные расходы, реклама, заработная плата некоторых категорий работников и т.п., которые остаются постоянными исключительно по решению руководства. Например, на уровне подразделения издержки считаются постоянными, но же самые издержки могут быть полностью контролируемыми со стороны высшего руководства компании.

- учетной политикой организации. В зависимости от метода начисления амортизации затраты могут быть постоянными (линейный метод) и переменными (способ списания стоимости пропорционально объему работ).

 
объем производства

Рис. 1. Зависимость постоянных затрат от объема производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: