Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта – 15 часов

Рукотворный мир как результат труда человека.

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

Природа в художественно-практической деятельности человека

Природа и техническая среда

Дом и семья. Самообслуживание

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности - 6 часов

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Общее представление о технологическом процессе

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и д.р.)

Графические изображения в технике и технологии.

Конструирование и моделирование - 9 часов

Изделие и его конструкция

Элементарные представления о конструкции

Конструирование и моделирование несложных объектов

Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) – 4ч

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.

Тематическое планирование. 4 класс.

Часа

№ п/п Тема урока Характеристика деятельности учащихся    
   
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности-1ч    
  Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем столе материалов и инструментов. Как работать с учебником.   Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Обобщитьзнания о материалах и их свойствах, инструментах и пра­вилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Познако­митьсяс критериями оценки качества выполнения изделий для осу­ществления самоконтроля и самооценки.    
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта-4ч    
2-3 Человек – наблюдатель и изобретатель. Вагоностроительный завод.   Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов ваго­на», «Пассажирский вагон» Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов). Овладеватьосновами черчения, выполнятьразметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи нож­ниц. Применятьна практике алгоритм построения деятельности в проек­те, определятьэтапы проектной деятельности.    
4-5 Машины и механизмы – помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов). Соотноситьдетали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора. Соблюдать правила безопасного использования инструмен­тов (отвёртки, гаечного ключа). Распределятьроли и обязанности при выполнении проекта.    
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности- 5ч    
  Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Изделие: «Малахитовая шкатулка» Исследовать(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму). Овладеватьтехнологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Сопо­ставлятьтехнологическую карту с алгоритмом построения деятельнос­ти в проекте. Составлятьрассказ для презентации изделия, отвечатьна вопросы по презентации      
7-8 Представление об устройстве и назначении изделий. Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» Создавать мысленный образ конструкции (автомобиля «КамАЗ»); воплощать его в материале с опорой на графические изображения. Находитьи обозначатьна карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Самостоятельно изготавливатьмодель автомобиля. Проводитьсовместную оценку этапов работы и на её основе контролироватьпо­следовательность и качество изготовления изделия.    
9-10 Подготовка материалов к работе. Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» Планироватьпоследовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи в зависимости от конкретных условий. Выполнятьэскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, перено­ситьэскиз на фольгу при помощи кальки. Осваиватьправила тисне­ния фольги.    
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта- 9ч    
11-12 Дизайн в художественной деятельности человека. Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создаётся фаянс» Использоватьэмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Выполнятьэскиз декора вазы. Использоватьприёмы и способы работы с плас­тичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу. Проводитьоцен­ку этапов работы и на её основе контролироватьпоследовательность и качество изготовления изделия.    
13-14 Декоративное оформление культурно- бытовой среды. Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка» Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов. Находитьи отбиратьинформацию о технологии производства одеж­ды и профессиональной деятельности людей. Сниматьмерки и определять,используя таблицу размеров, свой размер одежды. Вычерчиватьлекало при помощи циркуля. Использоватьдля со­единения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков.    
  Декоративное оформление культурно- бытовой среды. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Выделятьобщие этапы технологии швейного производства. Само­стоятельно декорироватьизделие, использоватьприёмы декорирова­ния для создания разных видов изделий. Проводитьоценку этапов работы и на её основе контролироватьпо­следовательность и качество изготовления изделия.    
16-17 Гармония предметного мира и природы, ее отражение в народном быту и творчестве. Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов. Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви, отмечать на карте города, крупнейшего обувного производства. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Выполнятьсамостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Соблюдатьправила работы с ножницами и клеем.      
18-19 Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами.Анализироватьпо­следовательность изготовления изделий из древесины. Ос­ваивать, соблюдатьправила работы столярным ножом и использоватьих при подготовке деталей. Обрабатыватьрейки при помощи шлифовальной шкурки и со­единятьдетали изделия с помощью клея.      
Конструирование и моделирование- 4ч    
20-21 Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм. Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Конди­терские изделия» Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Отыскиватьна обёртке продукции инфор­мацию о её производителе и составе. Анализироватьрецепты пи­рожного «Картошка» и шоколадного печенья, заполнятьтехнологи­ческую карту с помощью учителя. Определятьнеобходимые для при­готовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду.    
22-23 Конструкция изделия. Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуата­ции электронагревательных приборов»   Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий.Определятьпоследовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотноситьусловные обо­значения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампоч­кой). Изготавливатьабажур для настольной лампы в технике «витраж».      
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта-2ч    
  Самообслуживание, хозяйственно – практическая помощь взрослым. Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Анализироватьинформацию на пакетике с семенами, выделятьинформацию, харак­теризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определятьсрок годности семян.    
  Самообслуживание, хозяйственно – практическая помощь взрослым. Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды» Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Находитьи отбиратьинформацию из материала учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильт­рации воды. Осваиватьспособ очистки воды в бы­товых условиях. Проводитьэкспери­мент по очистке воды, составлятьотчёт на основе наблюдений.    
Конструирование и моделирование- 5 ч    
  Конструкция изделия. Порт. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок ка­натной лестницы». Конструировать объекты с учетом технических условий.Находитьи отбиратьинформацию из материалов учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, рабо­тающих в порту. Использовать, определятьправильное крепление и расположение груза, морские уз­лы для крепления ступенек канатной лестницы.    
  Конструкция изделия. Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий.Осваиватьприёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепле­ния нити при начале выполнения работы. Сравниватьспособы вязания морских узлов и узлов в технике макраме.  
  Конструкция изделия. Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт» Конструировать объекты с учетом технических условий. Объяснять, сравниватьконструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Проводитьоценку этапов работы и на её основе контролироватьпоследовательность и качест­во изготовления изделия.  
  Планирование доступных по сложности конструкций изделий технического назначения. Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель» Конструировать объекты с учетом технических условий. Выполнятьсамостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформироватьлист бумаги в объёмные ге­ометрические тела — конус, цилиндр. Использоватьправила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдатьправила работы ножницами.  
  Планирование доступных по сложности конструкций технического назначения. Летательный аппарат. Изделие: «Воздушный змей» Конструировать объекты с учетом технических условий. Объяснятьконструктивные особенности воз­душных змеев, используя текст учебника. Осваиватьправила размет­ки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. Использоватьприёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять тех­нологическую карту.  
Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) – 4 ч  
  Использование простейших средств текстового редактора. Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист» Исследоватьматериальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий. Выделятьэтапы издания кни­ги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Использоватьв практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применятьправила работы на компьютере.  
  Использование простейших средств текстового редактора. Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами Исследоватьинформационные объекты, инструменты информационных технологий. Осваиватьнабор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом ре­дакторе Microsoft Word: определятьи устанавливатьчисло строк и столбцов, вводитьтекст в ячейку таблицы, форматироватьтекст в таблице. Создаватьна компьютере произвольную таблицу.  
  Текстовые редакторы. Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание» Исследоватьматериальные и информационные объекты. Объяснятьзначение и возможности использования ИКТ для переда­чи информации. Определятьзначение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Закреплятьумения сохранятьи распечатыватьтекст.  
  Текстовые редакторы. Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешественника» Исследоватьинструменты материальных и информационных технологий. Созда­ватьэскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Определятьразмеры деталей изделия, выполнятьразметку деталей на бумаге, выполнятьшитьё блоков нитками втачку (в пять проколов).    
           

Планируемые результаты освоения курса.

К концу 4 класса обучающийся научится:

В результате изучения технологии обучающийся должен:

знать / понимать:

названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т.д.) и правила безопасности при работе с ручными инструментами;

понятие «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; особенности вышивки разных регионов России;

решать художественно-творческие задачи при моделировании и конструировании изделий, пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;

способы и приёмы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

виды природных материалов, используемых в плетении;

экономно и рационально использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.

Планируемые результаты:

получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: