Рукотворный мир как результат труда человека.
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда
Природа в художественно-практической деятельности человека
Природа и техническая среда
Дом и семья. Самообслуживание
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности - 6 часов
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
Инструменты и приспособления для обработки материалов
Общее представление о технологическом процессе
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и д.р.)
Графические изображения в технике и технологии.
Конструирование и моделирование - 9 часов
Изделие и его конструкция
Элементарные представления о конструкции
Конструирование и моделирование несложных объектов
Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) – 4ч
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.
|
|
Тематическое планирование. 4 класс.
Часа
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | |||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности-1ч | |||||
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем столе материалов и инструментов. Как работать с учебником. | Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Обобщитьзнания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Познакомитьсяс критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. | ||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта-4ч | |||||
2-3 | Человек – наблюдатель и изобретатель. Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов). Овладеватьосновами черчения, выполнятьразметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц. Применятьна практике алгоритм построения деятельности в проекте, определятьэтапы проектной деятельности. | |||
4-5 | Машины и механизмы – помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов). Соотноситьдетали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Распределятьроли и обязанности при выполнении проекта. | |||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности- 5ч | |||||
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Изделие: «Малахитовая шкатулка» | Исследовать(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму). Овладеватьтехнологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Сопоставлятьтехнологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Составлятьрассказ для презентации изделия, отвечатьна вопросы по презентации | ||||
7-8 | Представление об устройстве и назначении изделий. Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | Создавать мысленный образ конструкции (автомобиля «КамАЗ»); воплощать его в материале с опорой на графические изображения. Находитьи обозначатьна карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Самостоятельно изготавливатьмодель автомобиля. Проводитьсовместную оценку этапов работы и на её основе контролироватьпоследовательность и качество изготовления изделия. | |||
9-10 | Подготовка материалов к работе. Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | Планироватьпоследовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи в зависимости от конкретных условий. Выполнятьэскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переноситьэскиз на фольгу при помощи кальки. Осваиватьправила тиснения фольги. | |||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта- 9ч | |||||
11-12 | Дизайн в художественной деятельности человека. Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создаётся фаянс» | Использоватьэмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Выполнятьэскиз декора вазы. Использоватьприёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу. Проводитьоценку этапов работы и на её основе контролироватьпоследовательность и качество изготовления изделия. | |||
13-14 | Декоративное оформление культурно- бытовой среды. Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка» | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов. Находитьи отбиратьинформацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей. Сниматьмерки и определять,используя таблицу размеров, свой размер одежды. Вычерчиватьлекало при помощи циркуля. Использоватьдля соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. | |||
Декоративное оформление культурно- бытовой среды. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» | Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Выделятьобщие этапы технологии швейного производства. Самостоятельно декорироватьизделие, использоватьприёмы декорирования для создания разных видов изделий. Проводитьоценку этапов работы и на её основе контролироватьпоследовательность и качество изготовления изделия. | ||||
16-17 | Гармония предметного мира и природы, ее отражение в народном быту и творчестве. Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов. Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви, отмечать на карте города, крупнейшего обувного производства. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Выполнятьсамостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Соблюдатьправила работы с ножницами и клеем. | |||
18-19 | Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» | Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами.Анализироватьпоследовательность изготовления изделий из древесины. Осваивать, соблюдатьправила работы столярным ножом и использоватьих при подготовке деталей. Обрабатыватьрейки при помощи шлифовальной шкурки и соединятьдетали изделия с помощью клея. | |||
Конструирование и моделирование- 4ч | |||||
20-21 | Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм. Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия» | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Отыскиватьна обёртке продукции информацию о её производителе и составе. Анализироватьрецепты пирожного «Картошка» и шоколадного печенья, заполнятьтехнологическую карту с помощью учителя. Определятьнеобходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. | |||
22-23 | Конструкция изделия. Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий.Определятьпоследовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотноситьусловные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). Изготавливатьабажур для настольной лампы в технике «витраж». | |||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта-2ч | |||||
Самообслуживание, хозяйственно – практическая помощь взрослым. Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». | Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Анализироватьинформацию на пакетике с семенами, выделятьинформацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определятьсрок годности семян. | ||||
Самообслуживание, хозяйственно – практическая помощь взрослым. Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды» | Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Находитьи отбиратьинформацию из материала учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Осваиватьспособ очистки воды в бытовых условиях. Проводитьэксперимент по очистке воды, составлятьотчёт на основе наблюдений. | ||||
Конструирование и моделирование- 5 ч | |||||
Конструкция изделия. Порт. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». | Конструировать объекты с учетом технических условий.Находитьи отбиратьинформацию из материалов учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. Использовать, определятьправильное крепление и расположение груза, морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы. | ||||
Конструкция изделия. Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий.Осваиватьприёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы. Сравниватьспособы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. | ||||
Конструкция изделия. Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт» | Конструировать объекты с учетом технических условий. Объяснять, сравниватьконструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Проводитьоценку этапов работы и на её основе контролироватьпоследовательность и качество изготовления изделия. | ||||
Планирование доступных по сложности конструкций изделий технического назначения. Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель» | Конструировать объекты с учетом технических условий. Выполнятьсамостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформироватьлист бумаги в объёмные геометрические тела — конус, цилиндр. Использоватьправила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдатьправила работы ножницами. | ||||
Планирование доступных по сложности конструкций технического назначения. Летательный аппарат. Изделие: «Воздушный змей» | Конструировать объекты с учетом технических условий. Объяснятьконструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваиватьправила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. Использоватьприёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять технологическую карту. | ||||
Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) – 4 ч | |||||
Использование простейших средств текстового редактора. Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист» | Исследоватьматериальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий. Выделятьэтапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Использоватьв практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применятьправила работы на компьютере. | ||||
Использование простейших средств текстового редактора. Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами | Исследоватьинформационные объекты, инструменты информационных технологий. Осваиватьнабор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определятьи устанавливатьчисло строк и столбцов, вводитьтекст в ячейку таблицы, форматироватьтекст в таблице. Создаватьна компьютере произвольную таблицу. | ||||
Текстовые редакторы. Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание» | Исследоватьматериальные и информационные объекты. Объяснятьзначение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определятьзначение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Закреплятьумения сохранятьи распечатыватьтекст. | ||||
Текстовые редакторы. Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешественника» | Исследоватьинструменты материальных и информационных технологий. Создаватьэскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Определятьразмеры деталей изделия, выполнятьразметку деталей на бумаге, выполнятьшитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). | ||||
Планируемые результаты освоения курса.
|
|
|
|
|
|
К концу 4 класса обучающийся научится:
В результате изучения технологии обучающийся должен:
знать / понимать:
названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т.д.) и правила безопасности при работе с ручными инструментами;
понятие «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; особенности вышивки разных регионов России;
решать художественно-творческие задачи при моделировании и конструировании изделий, пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
способы и приёмы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
виды природных материалов, используемых в плетении;
экономно и рационально использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.
Планируемые результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.