Задания для самостоятельной работы студентов

Подготовить сообщение (поиск в Интернете) о современных и перспективных источниках электрической энергии в автомобилях.

Составить перечень современных и перспективных потребителях электрической энергии в автомобилях.

С помощью рис.1 и 2 методического пособия объяснить устройство и назначение элементов автомобильной аккумуляторной батареи.

По схеме генератора переменного тока (рис.4) объяснить питание потребителей электрической энергии в автомобиле постоянным током.

Объяснить работу электрической и механической частей стартера по схеме, изображенной в пособии на рис.7.

Подготовить сообщение (поиск в Интернете) о современных и перспективных системах зажигания в бензиновых автомобильных двигателях.

Провести сравнительный анализ контактной, контактно-транзисторной и бесконтактно-транзисторной систем зажигания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Вахламов В.К., Шатров М.Г., Юрчевский А. А.. Автомобили: Теория и конструкции автомобиля и двигателя: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Дзюба П.Я., Монтаков В.А. Автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины: Учеб. пособие. - Киев: Вища школа, 1983.

3. Гуревич А.М., Сорокин Е.М. Тракторы и автомобили. Изд. 4.-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1978.

4. Пехальский А.П., Пехальский И.А. Устройство автомобилей: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Дополнительная литература

1. Кульницкий А.Р. Токсичность автомобильных и транспортных двигателей: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Акад. Проект, 2004.

2. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие: Лабораторный практикум. - М.: ФОРУМ, ИНФРА, 2003.

3. Родичев В.А. Грузовые автомобили. Устройство и техническое обслуживание: Иллюстрированное учебное пособие. Альбом плакатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Учебное издание

Мухина Мария Вадимовна,

Глебов Вадим Вадимович,

Григорьева Ирина Александровна

Устройство автомобиля

Часть 3

Электрооборудование автомобиля

Учебно – методическое пособие

Редактор Л.И.Опарина

Подписано в печать 2008г. Печать оперативная

Объем 2,3 п. л. Тираж 100 экз. Заказ

Нижегородский государственный педагогический университет

Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»

603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1

Контрольные вопросы

1. Какие основные приборы входят в систему электрооборудования автомобиля?

2. Как устроена стартерная аккумуляторная батарея? Какие химические процессы происходят в аккумуляторах при заряде и разряде?

3. От чего зависит емкость батареи? Какова емкость батарей, установленных на изучаемых автомобилях? Как маркируют автомобильные аккумуляторные батареи?

4. Покажите на схеме цепь зарядного тока в системе электрооборудования автомобиля с генератором переменного тока. Перечислите основные неисправности аккумуляторной батареи и меры, предотвращающие их?

5. Как устроен автомобильный генератор переменного тока?

6. Какие основные работы выполняют при техническом обслуживании аккумуляторной батареи, генератора, реле-регулятора?

1. Какие основные приборы входят в систему электрооборудования автомобиля?

2. Как устроена стартерная аккумуляторная батарея? Какие химические процессы происходят в аккумуляторах при заряде и разряде?

3. От чего зависит емкость батареи? Какова емкость батарей, установленных на изучаемых автомобилях? Как маркируют автомобильные аккумуляторные батареи?

4. Как проверить уровень электролита в аккумуляторах батареи? Объясните устройство кислотомера и нагрузочной вилки и способы пользования ими.

5. Покажите на схеме цепь зарядного тока в системе электрооборудования автомобиля с генератором переменного тока. Перечислите основные неисправности аккумуляторной батареи и меры, предотвращающие их?

6. До какого напряжения допускается разряжать аккумуляторы батареи? Как устроен автомобильный генератор переменного тока?

7. Из каких приборов состоит реле регулятор автомобиля с генератором переменного тока? Каково их назначение?

8. Какие основные работы выполняют при техническом обслуживании аккумуляторной батареи, генератора, реле-регулятора?

   
 
 
ТРАНЗИСТОРНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
 
Эта система (рис. 32) относится к устройствам, в которых энергия, расходуемая на искрообразование, запасается в магнитном поле катушки зажигания . Она аналогична системе зажигания американской фирмы "Делько-Реми" и может быть установлена на любом карбюраторном двигателе с напряжением питания электрооборудования +12 В . Система зажигания состоит из транзисторного коммутатора, выполненного на мощном германиевом транзисторе 77, стабилитроне Д1, резисторах R1 и R2, отдельных добавочных резисторов R3 и R4, катушки зажигания КЗ (Б 114) и контактов прерывателя Пр. Мощный транзистор Т1 работает в ключевом режиме с нагрузкой в цепи коллектора, в качестве которой служит первичная обмотка I катушки зажигания КЗ. При включенном замке зажигания В1 и разомкнутых контактах прерывателя Пр транзистор Т1 закрыт, так как ток в цепи базы равен нулю. Рис. 32. Принципиальная электрическая схема транзисторной системы зажигания Во время замыкания контактов прерывателя в цепи базы транзистора Т1 появляется ток величиной 0,5- 0,7 А, определяемый резисторами R1, R2. Транзистор полностью открывается, внутреннее сопротивление его резко падает, и по первичной цепи катушки зажигания протекает ток, нарастающий по экспоненте, определяемой параметрами первичной цепи. Процесс нарастания тока в этом случае практически не отличается от процесса нарастания тока в первичной обмотке катушки классической системы зажигания . При очередном размыкании контактов прерывателя ток базы прекращается, и транзистор Т1 запирается, что приводит к резкому уменьшению тока через первичную обмотку I. Во вторичной обмотке II катушки зажигания возникает высокое напряжение U2макс ко торое через обычный распределитель подводится к свече зажигания . Далее процесс повторяется. Одновременно с возникновением высокого напряжения на вторичной обмотке в первичной обмотке катушки зажигания индуцируется значительная ЭДС самоиндукции , которая ограничивается стабилитроном Д1, включенным параллельно переходу коллектор - эмиттер транзистора Т1. Резистор R1 исключает обрыв цепи базы транзистора Т1 при разомкнутых контактах прерывателя. Резистор R4 включен в эмиттерную цепь и является элементом обратной связи по току, уменьшающим время переключения и улучшающим температурную стабильность транзистора Т1. Резистор R3 (совместно с R4) ограничивает ток в первичной цепи катушки зажигания . Отличительной особенностью транзисторной системы зажигания является возможность работы с большим током разрыва, который коммутируется мощным транзистором и составляет 7-8 А на холостых оборотах двигателя. Поскольку контакты прерывателя включены здесь в цепь управления транзистором и работают на чисто активную нагрузку ( в отличие от батарейной системы зажигания ), ток 0,5-0,7 А не может вызвать дугообразо-вания и заметной эрозии контактов. Именно поэтому в транзисторной системе зажигания искрогасительньй конденсатор С1 (см. рис. 31), шунтирующий контакты прерывателя, не нужен и даже вреден, так как, перезаряжаясь в момент размыкания контактов, он препятствовал бы мгновенному исчезновению тока управления в цепи базы транзистора Т1, что увеличивало бы время запирания последнего. Отсутствие конденсатора увеличивает скорость исчезновения магнитного потока в катушке зажигания и увеличивает индуцируемое вторичное напряжение U2макс по сравнению с батарейной системой зажигания . Кроме того, значительное увеличение первичного тока позволяет в транзисторной системе зажигания соответственно уменьшить индуктивность первичной обмотки катушки зажигания при сохранении или даже увеличении энергетического баланса. Вот почему при увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя вторичное напряжение снижается в этой системе значительно меньше, чем в батарейной системе зажигания . В системе зажигания с этой целью (а также для уменьшения ЭДС самоиндукции в первичной цепи) применяется специальная катушка зажигания типа Б 114 (от отечественной промышленной системы зажигания с коммутатором ТК102) с малым числом витков в первичной обмотке и большим коэффициентом трансформации. Изготовляя транзисторную систему зажигания , следует обратить внимание на проверку и отбор мощного транзистора. В схеме используется высоковольтный гер-маниевый транзистор типа ГТ701А с предельно допустимым коллекторным напряжением, равным 100 В . Коэффициент передачи тока Bст транзистора должен быть не менее 10-11. Его уменьшение приводит к увеличению нагрузки на контакты прерывателя. Кроме этого, транзистор Т1 должен иметь минимальное падение напряжения на перекоде коллектор - эмиттер при работе в ключевом режиме, которое при токе Iк=10А должно составлять 0,3-0,5 В . Стабилитрон Д1 имеет напряжение стабилизации около 80 В . Резисторы R1, R2 изготовляются из проволоки высокого сопротивления (константам, нихром) и рассчитаны на ток 1 А. Проволочные резисторы R3, R4 должны быть рассчитаны на ток величиной 8 А. Транзисторная система зажигания размещается в корпусе из листового дюралюминия толщиной 3 мм размером 100Х100Х50 мм. Мощный транзистор прикреплен к стенке корпуса на фторопластовой изоляционной прокладке толщиной 0,1 мм, остальные детали размещены внутри корпуса. На гетинаксовой плате, выполненной печатным способом, установлены стабилитрон Д1 и резисторы R1, R2. Правильно смонтированный прибор не требует никакой регулировки. Эта система полностью устраняет три первых недостатка классической батарейной системы зажигания и обеспечивает уверенное искрообразование, начиная от минимальных холостых оборотов двигателя и кончая максимальными. Большая скорость нарастания вторичного напряжения обеспечивает более уверенное искрообразование даже при загрязненных свечах. Повышение (примерно в 1,3 раза по сравнению с батарейным зажиганием ) выходного напряжения дает возможность увеличить искровой промежуток свечи зажигания до 1,0- 1,2 мм, что улучшает условия воспламенения рабочей смеси и приводит к более полному сгоранию. Отпадает также необходимость регулировать искровой промежуток в течение всего срока службы свечи. К сожалению, эта транзисторная система зажигания не лишена недостатков. Она потребляет большую мощность от автомобильных источников питания; для своей работы требует наличия специальной катушки зажигания ; не полностью свободна от влияния шунтирующих нагрузок Rш и С2 во вторичной цепи. Ее рабочий диапазон температур от -40 до + 60° С, и во избежание перегрева транзисторную систему зажигания рекомендуется устанавливать в салоне автомобиля. Все эти недостатки устранены в конденсаторной системе зажигания.


Статью опубликовал: Doc

http://www.radio-portal.ru/modules.php?op=modload&name=EZCMS&file=index&page_id=968



21 Дек, 2007 г. - 07:15

 
http://komplexb.butovonet.ru/~radio/modules.php?op=modload&name=EZCMS&file=index&print=1&page_id=968 ·
Слова: эдс самоиндукции в катушке зажигания к первому | к последнему Яндекс никак не связан с авторами и содержимым страницы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: