История мировой культуры
Справочник для студентов
Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова.
Подготовлен преподавателем предмета ИМК
Солодковой Татьяной Михайловной.
Глава 1. Культура и искусство.
Современное понимание культуры в науке культурологии.
Понятие культура (лат. возделывание почвы, культивирование) в современном значении употребляется со второй половины 18 века в связи с развитием социальной мысли, со второй половины 19 века приобретает статус научной категории: «Культура, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также и создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Система культуры.
Формы
Материальная Духовная
Виды производства
Сферы
Материально-производственная Духовно-производственная деятельность
Деятельность и ее результаты: и ее результаты (сфера сознания):
|
|
Орудия труда, жилище, предметы наука, нравственность, воспитание и
Повседневного обихода, одежда, просвещение, право, философия,
средства транспорта и т.п. искусство, литература, религия и т.п.
История духовной культуры часто не совпадает с общественно-экономической историей народов, вступает в противоречие, так как материальный прогресс является показателем развития общества, а взлет человеческой духовности есть высшее проявление развития культуры, т.е. развивается по разным законам. Следовательно, то, что может быть желательным для развития экономики и социальных структур для культурных ценностей - губительно и нежелательно.
Функции культуры.
Задача культуры – объединять людей, решается в конкретных функциях:
- приспособление к среде природной и социальной;
- познавательная (гносеологическая) выражается в науке, научном поиске; результат -НТП;
- информативная обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта;
-коммуникативная связана с информативной. Носители К.Ф.: язык словесный, «языки» искусства, научный язык, средства массовой информации, транспортные средства. Усиление коммуникативных возможностей культуры ведут к известному стиранию национальных особенностей и формированию единой общечеловеческой цивилизации.
- регулятивная \ нормативная: система норм и требований общества ко всем своим членам с помощью норм морали, права, поведения, обычаев и обрядов;
- оценочная \ аксиологическая: о добре и зле, что есть благо? Чем примитивней индивид или общество, тем проще и меньше круг его ценностей.
|
|
- разграничения и интеграции: мировая цивилизация представлена богатством многообразия определенных национально-исторических форм.
-социализации: усвоение человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества – создание человеческой личности.