double arrow

Содержание.

В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль, во многом определив развитие художественной культуры в Европе Средних веков.

Еще в 330 году император Константин перенес столицу из Рима, терявшего свое значение, на восток. На берегу Босфора располагался древний греческий город – колония Византий, который стал новой столицей, переименованный в честь основателя «городом Константина». В 395 году Феодосий Великий разделил между сыновьями Западную и Восточную Римскую империю как самостоятельные. В состав Византии первоначально вошли: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, районы Аравии, Крым, Кавказ.

В 1453 году турками османами был взят Константинополь - Византия прекратила свое существование.

Особенности византийской культуры.

1.Византия органично объединила греко - римскую культуру и восточную. Различные знания, традиции, мировоззрения, обычаи стали основой для развития самобытной культуры и прекрасного искусства.

2. Идеи православного христианства стали основой ее многонационального населения, превратились в доминанту культуры.

3.Византия явилась наследницей и преемницей античной культуры: свое государство называли – Ромейским, столицу – Новым Римом, император считался наследником римских цесарей. В 476 году после падения Западной Римской империи знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь.

1. На протяжении всего периода Средневековья Константинополь оставался главным городом христианского и мусульманского мира. В 12 веке о нем писали: «Горд из городов, светоч вселенной, слава мира, матерь церквей, основа веры, покровитель наук и искусств, отечества и очаг красоты».

2. Оставаясь на протяжении тысячелетия образцом архитектуры, живописи, философии, теологии, науки, музыки, Византия распространила свое влияние на культуры многих народов.

3. Культ власти, представление об империи как наиболее совершенном государственном устройстве: а) римская имперская идея, провозглашавшая государство высшей и незыблемой ценностью; б) восточная деспотия. Восточный деспот – хозяин государства, римский владыка сам подчиняется законам.

4. «Единый закон» – принцип правления, который пришел с Запада, усвоен Византией. Именно там был сохранено и записано Римское право, сохранившееся до наших дней.

Эпоха правления императора Юстиниана (527 – 565) – эпоха наибольшего могущества и процветания Византии. Принципы правления этого властителя: «Единое государство, единый закон, единая религия».

В Ромейское государство входили: Александрия (Египет), Антиохия и Дамаск (Сирия), Эдеса (Месопотамия), Тир и Бейрут (Финикия), Фессалония и Коринф (Европа) – крупнейшие культурные центры. НО высший судья, военачальник, вершитель судеб своих подданных - это Император, олицетворявший гармонию и порядок в многоликом государстве.

На основе Римского права в правление Юстиниана была осуществлена работа по составлению Свода гражданского права (Свод сыграл важнейшую роль в становлении права всех государств европейской культуры): Кодекс Юстиниана – собрание римских законов и указов римских императоров; Новеллы – сборник законов самого Юстиниана.

Центром управления страной был Константинополь, во главе всей централизованной системы управления – император.

8. «Единство религии» – принцип, нравственного, духовного объединения населения: христианство, в его восточной, православной форме.

Христианство как доминанта художественной культуры Византии.

Формирование христианства как философско-религиозной системы и утверждение его как государственной религии было длительным процессом. Культура мысли в ранней Византии была очень высокой, на территории страны существовало множество религиозных и философских школ. Афинская школа / неоплатонизм – самая глубокая философская теория. Ее представители диалекты Прокл, Дамаскин, Псевдо – Дионисий Ареопагит. Это элитарная философия, развивающая идею эманации (творения, создания, перетекания) из духовного начала всего материального мира. Ее сложность и недоступность пониманию народа позволила Юстинину закрыть Афинскую школы в529 году. Стремясь к утверждению единой веры, Юстиниан проклял и другие религиозно – философские учения.

Христианство сложилось из многих философских теорий и религиозных учений: иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, стоика Сенеки и др.

Иудаизм – вера в единого Бога, в Мессию/Спасителя; десять заповедей.

Манихейство – аскетизм, отречение от земных радостей, идея мученичества.

Неоплатонизм – идея приоритета духовного над материальным, земным.

Стоики – решение морально- этических проблем: утверждение, что при правильном понимании и восприятии действительности, при достойном образе жизни человек достигает атараксии – спокойствия и невозмутимости духа.

Ранние религиозные философы Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Назианзин сочетают идеи раннего христианства и неоплатонизм.

Христианство – «Бог есть любовь» – милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь – идеал христианского гуманизма. Речь идет о любви духовной, высшим проявлением которой является блаженство, душевный покой, обретаемый любовью к Христу. Новая этика (понимание человека и его места в мире): равенство всех людей перед Богом; идеи блаженства, духовного наслаждения, жизни «во Христе»; аскетический образ жизни вне мира и земных радостей, умозрительное созерцание дают высшее духовное блаженство исихазм; сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями, но земной жизнью не заканчивается человеческое бытие, раскаявшись в содеянном можно спасти душу и заслужить вечное блаженство.

Высшие ценности – сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, надежа на вечное спасение – явились причиной распространения, утверждения и жизненностью христианства.

4 – 5 века – период богословских споров, возникновение множества сект и ересей, которые появлялись из приверженности людей к сложившимся традициям. Богословы расходились в определении места Христа в троице (тринитарные споры), в выяснении природы Христа (христологические споры) и пр. – суть в главенстве западной (Римской) и восточной (Константинопольской) церквей.

572 год – императорский указ против иконопочитателей.

8 - 9 века – борьба иконоборцев с иконопочитателями в Византии. «Не сотвори себе кумира».

843 год – восстановлено иконопочитание.

9 –10 века обострили противоречия. 1054 год – окончательный разрыв: Римская – «Вселенская» и Восточная «Православная/Ортодоксальная» церкви.

К этому периоду христианство принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: