Изобразительное искусство

Монументальная живопись. Цель византийской художественной системы – создание на земле некоего образа небесного Мира, что возможно только при соединении архитектуры с живописью. В Византии была выработана система объемно – пространственной структуры храма и его росписей, которые аллегорически изображали библейскую историю человечества, этические нормы, освященные христианством.

В 4 – 6 веках шло становление нового искусства, которое отрицало эллинизм, его принципы: перспективу, объемность, воздушную среду – все, что создавало ощущение реального мира. В росписях фигуры ставились в ряд или одна над другой, причем главные были больших размеров/ доэллинская эстетика. В раннехристианском искусстве преобладает символика и геометрический орнамент Востока (Малая Азия, Сирия). В живописи Византии укрепляется свой стиль, очищенный от инородных влияний, в основе которого лежит опыт мастеров Запада и Востока, пришедших независимо друг от друга к созданию своих художественных форм, не уходя в мир чистых абстракций и не отказавшись от изображения человека, как это случилось на мусульманском Востоке. Основные виды – это монументальная живопись и мозаика.

Отличительная черта византийской мозаики – это мастерское использование света и цвета. Свет – это важнейшая категория гносеологии, мистики и эстетики. Монументальная мозаика применялась не только в соборах, но и в светских зданиях. Цвет – это материализованный свет, играл важнейшую роль в византийской культуре, благодаря своим свойствам как возбудитель мистического и подсознательного.

Пурпурный цвет – божественное и императорское достоинство. Василевс (титул византийский императоров с первой половины 7 века) восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги, писал пурпурными чернилами. Только Богоматерь изображалась в пурпурных одеждах.

Красный – символ жизни; цвет крови, крови Христа, огня, пламени очищающего и карающего.

Белый – противостоит красному как символ божественного; чистота, святость, отрешенность от мирского. На иконах: одежды Христа на Фаворе, святых и праведников.

Черный – противопоставлен белому, это знак смерти, конца земного, символ могилы и ада.

Зеленый – символ юности, цветения, символ земного, в отличие от небесного – пурпурного, голубого, золотого.

Синий и голубой – знаки потустороннего мира. (Главный купол Св. Софии облицован голубой мозаикой с золотым крестом в центре).

Во времена античности мозаика первоначально складывалась из кусочков естественных пород (в основном – кубики), с 3 – 4 веков стали применяться окрашенные стеклянные сплавы – смальта. Византийская мозаика «работала» на контрасте цветовой гаммы и взаимодействии цвета и света. Главной задачей при строительстве зданий становится распределение света. Атмосфера, в которой совершалось храмовое действо, определялось эстетическим эффектом, который создавался блеском и цветом мозаик при соответствующем колеблющемся освещении. Примеры: мозаики храма Сан Витале в Равенне, изображающие императора Юстиниана (как подобие Отца Небесного перед лицом своих придворных), императрицу и придворных, на троне рядом с императором оставлялось место для Христа, которого символизировал положенный на сиденье крест. При Юстиниане сформировался идеал божественного могущества императора – повелителя священной империи, воплотившей «Царство Божье» на земле.

/ Из истории. Юстиниан родился в крестьянской семье, через дядю, которого солдаты избрали императором, попал во власть. Феодора, его всесильная супруга, в юности была актрисой. На мозаиках их лица наделены портретным сходством. Цветовая гамма отличается полнокровной яркостью, теплотой, свежестью.

Константинопольская школа мозаики отличается утонченностью, артистизмом, яркой красочностью, переливчатостью цветов. Купол церкви Успения в Никее.

В 11 веке византийский стиль получил развитие на окраинах империи: Равенна, Синай, Фессалоника, Кипр. Отличительные черты: образы более аскетичные, преобладает символика, чувственное и эмоциональные начала отсутствуют, духовность достигает необычайной силы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: