Романский стиль

Термин был введен французскими археологами, так как сооружения этого периода напоминали постройки Древнего Рима. В этот период доминировала архитектура: монастырские комплексы, рыцарские замки, храмы.

Культурными центрами становятся монастыри и школы для монахов при монастырях.

Художественное творчество средневековья подчинено церкви и призвано решать задачи духовного совершенствования: изображать совершенство миропорядка, отображать пути его достижения. Церковный канон - основа для создания художественных произведений.

Характерные черты архитектурных сооружений: массивные стены, узкие окна, высокие башни, - все подчинено задачам безопасности.

Храмы напоминали крепости: первоначально перекрытия были плоскими, затем появляются каменные полукруглые своды, которые опирались на массивные стены. Внутренние помещения храмов украшались фресками, ткаными коврами, на которых выполнялись сцены о событиях как религиозного, так и нерелигиозного характера, наружные стены храмов украшались рельефами, часто раскрашенными.

Возведение соборов знаменовало зарождение городской культуры, так как собор был местом сосредоточения общественной жизни. Являясь Домом молитвы, местом собраний горожан, он становился центром духовной и общественной жизни. Собор доминировал над городом, был его идеальным воплощением.

Примеры: собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Велезе, Арне, Оксфорде, Винчестере и др.

Для изобразительного искусства характерно (росписи и скульптура): плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность, строгость, наивность.

После распада Западной Римской империи на сцену истории выходят варварские племена. На фоне традиционных форм римско-византийской культуры с особой силой происходит развитие культуры новых народов. В особенности многочисленных германских племен, которые с 4 по 7 век осели на пространствах от Португалии до Саксонии.

Средневековье – новая эпоха в истории культуры. Начало Средневековья связывают с великим переселением народов – движением варварских племен (германцев, готов, гуннов и др.) с севера на территорию Римской империи, послужившим прологом ее падения.

Существует две противоположных позиции оценки Средневековья: апологетическая (апологеты – собирательное название раннехристианских писателей 1- 3 веков, защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов; переносное значение – человек, фанатично восхваляющий, защищающий что-либо); другая отрицала наличие культуры в этот период.

Искусство Средневековья далеко от античных норм отношения с реальностью, выработанных классическим искусством эллинов. В основе греческой классики лежит мифологическое, наивно – художественное, нерасчлененное отношение к действительности – «calos – cagatos”.

Искусство Средних веков обращено к духовному миру, его терзают противоречия между реальностью, физическим несовершенством и духовным идеалом. Сверхчувственное преобладает над реальным. В изобразительном искусстве, где невозможно отказаться от зримой, чувственной формы, вырабатывается особый стиль нефигуративного абстрактного искусства, которое все же оперирует видимыми формами: цвет, линия. Средневековое искусство понимает красоту физическую, как отражение красоты духовной, божественной. Именно искусству Средневековья удалось достичь выражения духовной сущности мира в памятниках художественной культуры.

Французский историк Ж. Мишле, Виктор Гюго, романтики второй четверти ХХ века утверждали, что именно в спиритуализме Средних веков рождается великое искусство Возрождения.

Традиционно в средневековой культуре различают три этапа:

Культура варварских государств 5-9 века – это период «вливания свежей струи новых. Молодых племен, их представлений в уже дряхлую культуру римской античности». Расцвет ювелирных искусств, изобилие драгоценных камней, любовь к яркому, броскому орнаменту, посредством которого дает о себе знать неудержимость стихийных сил мира.

Культура господства романского стиля 10 –12 века, для которого характерно господство церкви, стремящейся отъединиться от мира, создание монастырей – очагов культуры того времени. Для этого периода типично строительство крепостей, стен, самостоятельность отдельных частей архитектурных сооружений, слагаемых из больших каменных блоков. Очень распространена скульптура, но она представляет собой придаток архитектуры.

Культура готики 13 – 14/16 века – период развития городов, знаменующее рождение новой силы общества, горожан – залог большей свободы человека. В этот период утверждается придворная, светская культура: изысканная рыцарская культура, лирика. Культ «прекрасной дамы».

«Из камней феодализма и обломков римского права стала складываться огромная, универсальная цивилизация Средних веков». (Гильберт Кит Честерсон, 1874 – 1936г.)

Источником для изучения варварского периода является сочинение Публия Корнелия Тацита (54 –120) «Германия», написанное на основе личных впечатлений, беседах и документах. Тацит описывает верования, храмы, жрецов, поклонение солнцу, матери – земле, ритуалы, моления в рощах, где живут духи, эльфы, куль мертвых, остатки веры в тотемы..

Средневековые отношения стали складываться после указа Константина Великого (332) о прикреплении колонов (крестьян) к земле – первые зачатки феодализма (крепостничество). Другая форма зависимости от сеньора – оброк за выделенную землю и исполнение различных работ. Перечень этих работ перечислен в сочинении Эсту ле Гоза «Поэма о версонских вилланах»: «Первая работа в году – к Иванову дню. Вилланы должны косить луга… чистить мельничные канавы… Но вот наступает август, а с ним новая работа… А потом время ярмарки «на лугу» … Затем наступает день святого Дионисия» и т. д.

Поэма ле Гоза относится к середине 8 века, описанные в ней отношения были заложены на последней стадии родоплеменного строя варваров, где общество уже делилось на «эделингов» (знать), «фрилингов» (простых свободных людей) и «ласси» (несвободных). Отдельные округа управлялись местными властителями. Более слабые становились «вассалами» сильных и богатых. Вассалы должны были помогать сеньору денежно и преданно нести военную службу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: