Романский стиль

«Романский» (лат. «Roma») – связь с античной, древнеримской культурой. Ранее всего начал развиваться в 11 веке во Франции – самой развитой стране этого периода. Образование городов – важнейший фактор для этой эпохи. Значительное место в культурном развитии приобретает новая сила – ремесленники, цехи, в которые они объединяются. Прикладное искусство выражает материальную, внешнюю форму реальной жизни. Работа ремесленников воспринималась в качестве искусства: ювелирные и кожаные изделия, лиможские эмали, амулеты, вотивные (лат. voto – обет) предметы и др.

В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно - философским течениям. Блаженный Августин (354 – 430) был родом из Северной Африки, сын отца – язычника матери – христианки. Учился риторики в Риме и Милане, изучал древнегреческую философию, учение Платона, христианство принял в 387 году и стал епископом в Африке. Учение Августина 6 путь к спасению души и истине – это путь к порядку и числу, что и есть красота. Совершенная фигура – «равносторонне равнозначная», замкнутая, завершенная – законченность понятий: начало и конец. Это положение важно для изобразительного искусства и архитектуры: завершенная композиция, построение форм, четкая каноничность решения, ведущая к статичности изображения. Свою теорию Августин изложил в 30 книгах под названием "«Исповеди"», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях. Его последователи – схоласты (греч. scholasticos – школьный) в 11-12 веках стремились систематизировать христианское учение и влияли на усиление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия соответствовала иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди. Животные, растения, камни. На этой основе строился декор в церквях.

В раннюю романскую эпоху развивались различные теории: учение Пьера Абеляра (1079 –1142), аббата Бернара Клеворского (1090 –1153), основателя бенедиктинского манастыря в Клерво (1115), монах Генрих, Пьер де Бриез, Фра (ит. Брат – монах) Дольчино и др. Многие из них были казнены, сожжены на костре. Имена Абеляра и Элоизы стали нарицательными, прах возлюбленых был соединен и похоронен на кладбище Пэр Ляшез в Париже, имя монаха Фра Дольчино известно благодаря «Божественной комедии» Данте в 27 песни «Ада».

Основным видом романского искусства была архитектура, существовавшая в двух видах: замок – крепость и собор или монастырский ансамбль. Замки стали появляться в 9 веке и служили убежищем во время вражеских набегов. Сначала деревянные, но с изобретением метательных машин, стали строиться из камня. Основное сооружение – замок – состоял из трех частей: верхний этаж – сеньер, в котором располагалось основное жилище владельца; нижний этаж – конюшни, загоны для скота, склады; в подземелье находились колодец и тюрьма. Замок был окружен крепостной стеной, рвом с подъемным мостом. Часть ансамбля составляла дозорная башня (во Франции она называлась донжон, в Германии – бергфрид). Именно в этот период начинают проявляться национальные особенности, что связано с формированием национальных государств.

Первые каменные замки были построены во Франции в11 веке (замок в Куси).

Примером церковной архитектуры считается Нотрдам Ла Гранд в Пуатье. По плану – это господствующий тип, ведущий начало от античных и раннехристианских римских храмов – базилика (греч. «базилевс» – властитель). В античности такие здания использовались как «казенные дома»: биржи, торги, собрания и т.п. Базилика представляет собой прямоугольник, разделенный внутри колоннами или столбами на продольные части, называемые нефом (лат. navis – корабль). В конце здания – в алтаре в античных языческих храмах стояла статуя бога, которому посвящен храм, в христианских – это место богослужения. Средний неф выше и шире боковых. Каждый из нефов может завершаться как и центральный – апсидой (выступом - полукругом). Алтарные ниши освещены окнами, находящимися в них, остальное помещение – окнами, расположенными на фасаде и в боковых стенах. Со временем место перед центральным алтарем расширяется для большего количества молящихся, появляется поперечный неф – трансепт; план принимает крестообразную форму. В плане средневековых базилик лежит латинский крест – крест с более длинным, чем поперечный, продольным нефом.

В 9 веке подобные храмы строились в Бретании, Нормандии, Шампани, Пиренейской области. В них преобладают деревянные перекрытия, что становится одной из главных проблем архитектуры.

Монастырские ансамбли – аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки и прочее. Примеры: аббатство Сен Жермен де Пре (11), бенедиктинское аббатство в Нормандии, Клюни в Бургундии. Отличительные черты: простота форм, преобладание массы над пространством, сочетания каменных блоков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство – место молений, отрешенности от всего земного – от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон фланкирован двумя башнями, третья – над средокрестием – пересечением тансепта и продольных нефов. В романских ансамблях подобного типа мало скульптуры. Капители колон примитивны, но приобретают сюжетный характер: на них все чаще изображаются сцены на библейские сюжеты. Фигуры плоскостны и подчинены характеру стен. Для зрелого романского стиля характерно изобилие скульптур, но они – придаток архитектуры.. Пластическое совершенство, гармония пропорций принесены в жертву выразительности, часто утрированной.

В церквях южной Франции наблюдается большее влияние античности, свобода и нарядность. В церкви Сен Трофим в Арле использованы коринфские капители, много орнамента, в том числе растительного. В нарядности и полихромии ощущается влияние Востока.

Живопись романского периода почти не сохранилась. Известны два памятника монументальной росписи: церковь св. Николая в Тевене и церковь аббатства Сен – Савен. Характерные черты: библейский сюжет, фон светлый, преобладают зеленые и желтовато – охристые тона, нет глубины пространства. Самый распространенный сюжет – Страшный Суд. В тимпане (полукруге) над порталом в центре изображается фигура Всевышнего Судии – Христа, кругом - черти, наказывающие грешников. Фигура Христа сверхчувственна, абстрактна, лишена сюжетной фабулы, противопоставлена земному Миру – это создает контраст земного и небесного. Динамика передается гротескным изломом фигуры, напряженным ритмом складок. Позднее усиливается объемность фигур (св. Петр в портале церкви, посвященной ему в Муссаке на юге Франции).

Замки Луары – значительное явление французского романского искусства. Их более 60. Они строились и достраивались на протяжении веков и меняющихся стилей: романский, готический и позднее. Наиболее известны замок Анжер (9в.) с капеллой 11века, 17 его башен достроены к 13 веку, замок Блуа – резиденция короля Франциска 1, замок Шинон – Ричарда Львиное Сердце и т.п.

Литература этого периода связана со значительным явлением искусства Средних веков – искусство рукописной книги, украшенной иллюстрациями, миниатюрами, другим элементами книжного украшения.

Второе по значимости государство Средних веков, которое к концу 15 века превратилось в Священную римскую империю германской нации, было основано в 962 году германским королем Оттоном 1, захватившем Центральную и Северную часть Италии, Бургундию, Нидерланды, области Швейцарии, Чехию. Но уже в 13 веке начинается процесс распада, завершившийся к середине 17века.

Для периода правления Оттона 1 и его ближайших преемников характерно процветание городов и искусства, особенно миниатюры. Евангелие Оттона 3 (11 век) выполнен в стиле романского периода «антикизирующей» школы. Изображения по античному свободны, лишены экзальтации. Античные колонны, представленные на многих листах этой книги, придают статуарность всем сценам этих миниатюр, композиция уравновешенная, четкая, но не строго канонична, это же наблюдается и расстановке фигур.

Архитектура германских городов отлична от типично романской, так как строения из кирпича, они проще, скульптура грубее. Но ремесленные изделия достигают высочайшего совершенства. На характер искусства оказал влияние прагматический характер Союза Ганзы во главе с Любеком; приморские города Ганзы давали клятву защищать свои акватории от пиратов.

Характерное произведение германского зодчества – колокольня в Роттенбурге (12 –13 век), но в ней уже видны черты готического стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: