Материалы самостоятельной работе студентов

АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ

План анализа визуального текста

Анализ художественного пространства. Соотношение реального и воображаемого пространств в живописи, скульптуре и графике. Пространственные характеристики изображения: удаленность, приближенность (планы), статика и динамика, плоскость и глубина, пластика и объем.

Плоскость и способы построения композиционного пространства в живописи и графике. Условные и реалистические принципы построения художественных пространств. Типы «прямой» и «обратной» перспектив.

Цвет, свет, линия, колорит как средства художественной выразительности пространства в живописи и графике. Объем, пластика, силуэт как средства художественной выразительности пространства в скульптуре.

Композиционное пространство как фактор стиля. Условность религиозно-символических характеристик художественного пространства. Понятие обратной перспективы, аксонометрии. Условность пространственных характеристик изображения и роль пространственных деформаций в истории искусства.

Геометрические схемы композиционного построения пространства и принципы линейно-плоскостного расположения изобразительных планов.

Символическая и смысловая роль круга в контексте стилей; «Троица» А. Рублева; «Мадонна Альба» Рафаэля, «Времена года» Пуссена и роль круга в мифологическом истолковании пространства. Развитие круглой формы в эпоху Возрождения. «Давид» Донателло и «Давид» Микеланджело.

Геометрические проекции и смысловые функции треугольника. Треугольник как символ тринитарного догмата в религиозном искусстве. Принципы построения центрически уравновешенного пространства и способы расстановки смысловых акцентов в типах «треугольных» композиций: «Троица» А. Рублева, «Св. Анна» и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и использование треугольника как способа построения центрически уравновешенной композиции и как метода выделения смысловой завязки композиции.

Роль треугольника и пирамиды в канонических скульптурах Древнего Египта: статуи писцов (писец Кайя и др.). Треугольник как принцип формообразования в искусстве XX в. (постимпрессионизм и кубизм. П. Сезанн, П. Пикассо).

Смысловая и символическая роль квадрата и прямоугольника в искусстве Древнего мира и Средних веков. Квадрат как способ координации пространственных представлений о «правом», «левом», «верхнем», «нижнем», западе, востоке, юге, севере, сакральном, реальном, небесном, земном. Квадрат и прямоугольник как основа модульной сетки при пропорционировании пространственных планов изображения.

Метафизика квадрата в искусстве XX в. П. Мондриан и К. Малевич.

Симметрия и асимметрия в ритмической организации художественного пространства.

Линейные, круговые, спиралевидные типы ритмической организации композиционного пространства в античной вазописи, средневековой иконописи, ренессансных картинах, искусстве XX в. (Дега, Ван-Гог и др.).

Формат произведения и композиционное пространство: вертикальный, горизонтальный, квадратный, овальный, круглый и специфика зрительного восприятия композиционного пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: