Живопись

9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. 14 учеников исторического класса демонстративно подали прошение о выходе из Академии.

Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — «Артель художников», которую возглавил живописец И. Н. Крамской (1837—1887). Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ,жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммеческое объединение художников, стоявших на близких идейных

позициях. К середине 90х гг. XX в. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок; последняя, 48я, была устроена в 1923 г. Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Г. Г. Мясоедов (1834—1911). Произведение, принесшее ему наибольший успех, — «Земство обедает» (1872 г.). Самая известная картина другого передвижника — В. М. Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Очевиден обличительный смысл картины (в то время это было почти обязательным требованием к произведению искусства), показавшей суеверие и непросвещенность крестьянства. В. Е. Маковский (1846—1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На бульваре» (1886—1887), художник изобразил конкретное место — Тверской бульвар в Москве. Довольно много полотен написал и Н. А. Ярошенко (1846—1898), но известность ему принесла картина «Всюду жизнь» (1887—1888 гг.). И. К. Айвазовский (1817—1900), будучи еще студентом, выбрал основной темой своего творчества морской пейзаж. Поселившись в Феодосии, он создал лучшие произведения, самое известное — «Девятый вал» (1850 г.). Другая выдающаяся работа Айвазовского — «Черное море» (1881 г.). Художник часто писал по памяти и мог создать картину за два часа. Он обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Античные драгоценности, которые он раскопал в Крыму, до сих пор хранятся в Эрмитаже. А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871 г.) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832—1898). А. И. Куинджи (1841—1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Своей вершины русская

пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика А. К. Саврасова И. И. Левитана (1860—1900). На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: