История, история медицины, клинические дисциплины, основы сестринского дела, основы биоэтики, литература, русский язык, медицинское право, менеджмент в сестринском деле.
Самостоятельная работа.
Работа с лекционным материалом, учебниками.
ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
(структура занятия)
1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.)
Введение
- начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);
- актуализация опорных знаний.
2. Основная часть (изложение нового материала)
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. введение.
2. Понятие обучение в сестринской практике. Сущность сестринской педагогики. Задачи обучения в сестринском деле.
3. Сферы и способы обучения.
4. Цели обучения.
5. Приемы и методы обучения.
6. Заключение.
МДК 04.01, МДК 07.01, Теория и практика сестринского дела
Занятие №12 (лекция)
Тема Сущность сестринской педагогики.
"Педагогика – есть вечный путь в царство знаний"
Е. С.Маковецкая
1. Введение.
В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Одной из функций медицинских сестёр, по определению ВОЗ, является обучение. Оно включает в себя обеспечение пациента информацией с целью достижения здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительских программ, оказание помощи коллегам в приобретении новых знаний и навыков. Это целенаправленный процесс взаимодействия медицинской сестры с обучаемым, в ходе которого последние овладевают определёнными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками. Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела – медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.
2. Понятие обучение в сестринской практике.
Сущность сестринской педагогики. Задачи обучения
в сестринском деле.
Предметом педагогики как области научного познания является воспитание и обучение. Обучение - неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Обучение в сестринском деле - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
Сестринская педагогика - это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.
Сущность сестринской педагогики состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости, и его близких.
Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.
Содержание обучения пациента и его родственников – это обучение действиям, направленным на умение обслуживать пациента для поддержания определенного уровня здоровья, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием.
Задачи обучения в сестринском деле.
1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
2) максимальная адаптация к болезни.
Задачами обучения в сестринском деле являются подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей, развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию.
3. Сферы и способы обучения.
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная – направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2. Эмоциональная – характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности; впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д.
Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида: • злобный - указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональней сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
• испуганный - указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
• апатичный - чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;
• растерянный - указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.);
• не может найти себе места - трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок;
• состояние аффекта - вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени;
• уравновешенный - является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
• признаки тревожности - потирание рук, напряженность в позе, голосе - являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д.
3. Психомоторная – характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервнопсихических и соматических заболеваний.
4. Социально-психологическая сфера - отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, то есть способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность отношение к обучению и другое. Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации - это ценность, потеря которой дорого обходиться людям, деформируя их жизнь и судьбу и может привести к тяжелым болезненным состояниям. Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекватную и неадекватную самооценку.
Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести:
• индивидуальное обучение;
• индивидуально-групповой способ;
• групповой способ;
• коллективный способ (методика работы учащихся друг с другом).
4. Цели обучения
Оценив потребности пациента, его семьи в обучении, выполнив множество требований, определяемых психолого-педагогическими науками, выявив проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, медицинская сестра /формулирует цели обучения. Функции поставленных целей многообразны. В сестринском деле одной из главных являются мотивационная и воспитательная функции. Они определяют направленность действий медицинской сестры, указывают почему и для чего пациенту нужно выполнить конкретное действие. Цели должны быть конкретными, просто и доходчиво сформулированы и реализованы в форме видов деятельности. Формулирование целей обучения должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к формулированию целей в сестринском процессе.
5. Приемы и методы обучения.
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.
К методам обучения относятся:
словесный (устное изложение, рассказ, беседа)
наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и так далее)
практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и так далее)
Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.
Прием - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
К приемам относятся:
1) Восприятие (смотреть и слушать, наблюдение).
2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).
3) Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
1) Соответствующим подбором содержания обучения.
Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.
2) Разнообразием формы обучения:
лекция
деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры) проблемный метод
беседа и так далее.
6. Заключение.
Обучение - часть работы медицинской сестры, которая должна быть глазами слепого, костылями хромого и уверенностью молодой матери.
С помощью обучения восстанавливается гармония между окружающим миром и пациентом лишённым всех телесных возможностей.
Обучение - очень важный раздел сестринского дела, без которого работа медицинской сестры заметно усложниться, а жизнь пациента сократиться.
Например: больные сахарным диабетом самостоятельно регулярно измеряют уровень сахара в крови и самостоятельно вводят себе инсулин 3-5 раз в день для молодых и 1-3 раза для пожилых.
Так же обучают людей, которые по какой либо причине утеряли речевой аппарат языку жестов, обучают ходить на костылях.
Ещё медицинская сестра посредством обучения поднимает общий санитарно-гигиенический уровень, то есть учит правилам личной гигиены, что в свою очередь снижает риск заболевания.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы задачи обучения в сестринском деле?
2. Какие методы обучения использует медсестра?
3. В чем состоит содержание сестринского обучения?
4. Перечислите педагогические приёмы, которыми может пользоваться медицинская сестра в процессе обучения.
5. Какие способы обучения Вам известны?
Оснащение занятия: учебно-методическое пособие «Сущность сестринской педагогики».
Домашнее задание
Изучить:
- учебное пособие «Сущность сестринской педагогики» лекция №12.
- материалы учебников:
1) Учебник Теоретические основы сестринского дела. С.А.Мухина, И.И. Тарновская Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2009г Стр.75 - 83
2) Основы сестринского дела: учеб.пособие. - Изд. 18-е, стер. Обуховец Т.П. Серия: Медицина для вас Дата издания: 2013 ISBN: 978-5-222-19665-6 Издатель/Изготовитель: Феникс, РнД П – 409р.переплёт: тв. Переплет Размер: 0X0(см) 766 стр., Стр. 198 – 211
Подготовить: тематический глоссарий по данной теме.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Обуховец Т.П. основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, О.В.Чернова;под ред.Б.В.Кабарухина._Изд.19-е,стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 766с.;ил. – (Медицина для вас) Стр.75 - 83.
2. Теоретические основы сестринского дела Мухина С. А. Дата издания: 2013 ISBN: 978-5-9704-2482-7 Издатель/Изготовитель: ГЭОТАР-Медиа Переплёт: тв. Переплет Размер: 14,8X22(см) 366 стр. Стр.198 - 211.
Преподаватель ______________________ Марычева Н.А.