Тенденции демократизации, гуманизации, вариативности, дифференциации, гуманитаризации, информатизации образования на современном этапе. Глобализация образования.
Определение иерархии проблем и приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей. Воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям. Утверждение концепции воспитания жителей Земли как общего дома человечества. Заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Расширение сети государственных общеобразовательных и профессиональных учреждений.
Открытость и преемственность образовательных учреждений. Непрерывность образования. Сохранение национальных традиций в образовании. Стандартизация содержания образования.
Актуальность поликультурного, интернационального, гражданского воспитания. Интеграция школьного и внешкольного образования.
Формирование единого образовательного пространства. Болонский процесс как средство интеграции европейских систем образования.
Школьные системы США, Англии, Германии, Франции, России. Качественные изменения в школьной политике и системах образования в России и за рубежом.