Методика формирования способов словообразования

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбини¬рования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных сло¬вообразовательных моделей.

Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой фор¬мой (звучанием).

Закрепление этой связи осуществ¬ляется на основе сравнения слов с одинаковой морфе¬мой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является за¬крепление словообразовательных моделей в процес¬се специально подобранных упражнений.

Можно выделить три этапа логопедической ра¬боты по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктив¬ных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием ме¬нее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания не¬продуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы
Дифференциация а) совершенного и несовершен¬ного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -цк-.

Содержание второго этапа логопедической работы
Существительные
Образование а) уменьшительно-ласкательных су¬ществительных с суффиксами -онък-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (са¬харница); в) существительных с суффиксами -инк-(пылинка), -ин- (виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с пристав¬кой при-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагатель¬ных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) отно¬сительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -,-ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суф¬фиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа логопедической работы
Существительные Образование названий профессий.
Глаголы
Глаголы пространственного значения с пристав¬ками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагатель¬ных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-,-ян, -енн-; в) качественных прилагательных с суф¬фиксами -оват-, -енък.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразую¬щим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значе¬нию (косичка, лисичка). При этом подбираются сло¬ва с одинаково звучащими словообразующими аф¬фиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аф¬фиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сход¬ного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аф¬фикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- — значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава вы¬деленной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словооб¬разующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирую¬щее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующе¬го и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графи¬ческая схема корневой морфемы, а затем к ней до¬бавляются графические обозначения звуков, состав¬ляющих тот или иной аффикс.
Формирование словообразования существительных
Образование уменьшительно-ласкательных существительных
1. В процессе коррекционно-логопедической рабо¬ты сначала закрепляется словообразование умень¬шительно-ласкательных существительных с про¬дуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня про¬изводного слова:
дом — домик, нос — носик, хвост — хвостик, карандаш — карандашик,
куст — кустик, халат — халатик, лист — листик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз — тазик, сад —садик, клюв — клювик,
гвоздь — гвоздик, лоб — лобик.
2. В дальнейшем проводится работа над словооб¬разованием с использованием суффикса -чик- (с су¬ществительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мо¬тивирующего и производного слов:
забор — заборчик, шкаф — шкафчик, стакан — стаканчик, блин — блинчик,
костюм — костюмчик, стул — стульчик, вагон — вагончик, суп — супчик, диван — диванчик;
трамвай — трамвайчик,
б) с изменением звуковой структуры производ¬ного слова:
рукав — рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффик¬са -тс- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа — лапка,
мышь — мышка, яблоня — яблонька, туча — тучка,
лошадь — лошадка, ночь — ночка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (яв¬ления оглушения, чередования):
шуба — шубка, береза — березка, корова — коровка, синица — синичка, страница — страничка,
капля — капелька, книга — книжка, бумага — бумажка, рука — ручка, птица — птичка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структу¬ры основы слова):
крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.
4. Словообразование существительных с исполь¬зованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в сле¬дующей последовательности:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:
Аня — Анечка, Таня — Танечка,
Оля — Олечка, Соня — Сонечка,
Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;
б) словообразование неодушевленных существи¬тельных женского рода:
лента — ленточка, тумба — тумбочка,
клумба — клумбочка, верба — вербочка,
звезда — звездочка, морда — мордочка.
5. Словообразование существительных женско¬го рода с использованием суффикса -ичк-:
вода — водичка, коса — косичка,
сестра — сестричка.
6. Словообразование существительных женско¬го рода с использованием суффиксов -оньк-, -енък-проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой струк¬туры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша — Машенька, Надя — Наденька, Даша — Дашенька, Петя — Петенька, Миша — Мишенька, Коля — Коленька;
б) словообразование нарицательных существи¬тельных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
береза — березонька, дядя — дяденька,
дочь — доченька, мама — маменька;
тетя — тетенька,
в) словообразование с изменением звуковой струк¬туры корня слова:
рука — рученька, нога — ноженька,
дорога — дороженька.
7. Словообразование с использованием менее про¬дуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-
а) словообразование существительных мужско¬го, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-: дед — дедушка, голова — головушка, соловей — соловушка, зима — зимушка, скворец — скворушка, рябина — рябинушка; поле — полюшко,
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо — перышко, стекло — стеклышко, солнце — солнышко, горло — горлышко, зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
— суффикс -иц- в существительных женского рода: лужа — лужица, земля — землица, кожа — кожица, роща — рощица;
— суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
мороз — морозец, хлеб — хлебец; письмо — письмецо,
— суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
пыль — пыльца, мыло — мыльце,
дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,
корыто — корытце, одеяло — одеяльце.
Образование существительных с помощью суф¬фикса -ниц- со значением вместилища (посуды)
1. На начальном этапе работы закрепляется сло¬вообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
суп — супница, соус - соусница,
чай — чайница, салат — салатница,
сахар — сахарница, конфеты — конфетница.
2. В дальнейшем закрепляется словообразова¬ние существительных с суффиксом -ниц- в случа¬ях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков, корня:
хлеб - хлебница, пепел — пепельница, сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница,
Образование существительных с помощью суффикса -инк-
1. На начальном этапе проводится работа над сло¬вообразовательными формами, в которых сохраня¬ется звуковая структура корня;
бусы — бусинка, пыль — пылинка, солома — соломинка, икра — икринка,
дождь — дождинка, изюм — изюминка, роса — росинка, мармелад — мармеладинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словооб¬разовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:
горох — горошинка, чай — чаинка, пух — пушинка,
снег — снежинка, песок — песчинка.
Образование названий детенышей животных и птиц
В процессе коррекционно-логопедической рабо¬ты необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим за¬крепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:
гусь — гусенок — гусята, еж — ежонок — ежата, лось — лосенок — лосята, тигр — тигренок — тигрята, лиса — лисенок — лисята, слон — слоненок — слонята, кот — котенок — котята, ворона — вороненок — воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в кор¬не слов:
волк — волчонок — волчата,
орел — орленок — орлята,
индюк — индюшонок — индюшата,
лев — львенок — львята,
медведь — медвежонок — медвежата, белка — бельчонок — бельчата, заяц — зайчонок — зайчата, галка — галчонок — галчата, кролик — крольчонок — крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца — ягненок — ягнята, свинья — поросенок — поросята, корова — теленок — телята, собака — щенок — щенята, лошадь — жеребенок — жеребята, курица — цыпленок — цыплята.
Образование существительных, обозначаю¬щих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
В коррекционно-логопедической работе по за¬креплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продук¬тивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появ¬ляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной мо¬дели проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование существительных мужско¬го рода:
— с суффиксом -щик-
барабанщик, кладовщик, часовщик, угольщик, танцовщик, сварщик, стекольщик, дрессировщик, носильщик;
— с суффиксом -чик-летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.
2. Словообразование существительных, обозна¬чающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:
художник — художница, учитель — учительница, работник — работница, писатель — писательница, проводник — проводница, певец — певица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: