Самостоятельная работа № 9

Тема: «Основные понятия генетики. Решение генетических задач»

Цель:

Образовательная: Расширить знания, полученные на уроке. Формирование у учащихся представления о практическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины.

Развивающая: Развить навыки решения задач по алгоритму.

Рекомендуемые источники информации: Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2010., Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.; другие источники информации.

Ход работы:

1. Изучите алгоритм решения генетических задач.

2. Внимательно прочитайте памятку для решения задач по генетике.

3. Выполните решение задачи по заданию преподавателя.

· Этапы решения задач:

1. Изучите условия задачи.

2. Определите тип задачи.

3. Запись генотипов и фенотипов родителей.

4. Запись возможных типов гамет у каждого родителя.

5. Запись возможных типов зигот.

6. Подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.

· Памятка для решения задач по генетике

1. Прочитав текст задачи, запишите ее условие в виде таблицы:

2.

признак ген генотип
     

Помните о том, что в первой колонке указывается альтернативное проявление признака (при моногибридном скрещивании) или признаков (при ди- и полигибридных скрещиваниях), причем сначала записывается доминантный признак, потом – рецессивный, и так для каждой пары альтернативных признаков; в третьей колонке – ВСЕ возможные генотипы особей с данным фенотипом.

3. Определите тип задачи: прямая (если из условия известно, какими признаками обладают родители, и спрашивается, какими могут быть их дети) или обратная (если в условии говорится о фенотипе детей и требуется определить генотипы и (или) фенотипы родителей)

4. Если задача прямая, запишите с помощью общепринятых символов схему скрещивания.

5. Если задача обратная, под таблицей с условием запишите данные о генотипах и фенотипах потомков, применяя символы, обозначающие расщепление:

F1: n (фенотип/ возможный генотип: m (фенотип/ возможный генотип)

Ниже запишите схему скрещивания.

6. Определите, какие генетические законы и закономерности проявляются в данной задаче. Вспомните прямую и обратную формулировку закона, спроецируйте их на задачу, сделайте выводы.

7. Помните: гетерозиготы всегда образуют четное количество сортов гамет, равное 2n, где n – число «гетеро» пар аллельных генов (Аа, AaBB, n = 1, 21=2, Þ два сорта гамет; АаBb, AabbDd, n= 2, 22=4, Þ 4 сорта гамет; AaBbDd, n=3, 23= 8, Þ 8 сортов гамет и т.д.). Гаметы образуются в соответствии с Правилом чистоты гамет!!!

8. При анализирующих скрещиваниях число образованных в поколении гибридов фенотипических классов указывает на число сортов гамет, образуемых гетерозиготной особью, при этом все фенотипические классы будут представлены в равных пропорциях (1:1; 1:1:1:1 и т.д.)

1. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

ЗАДАЧА 1-1

Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скре­щивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

ЗАДАЧА 1-2

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы все: членов семьи.

ЗАДАЧА 1-3

Седая прядь волос у человека — доминантный признак Определить генотипы родителей и детей, если известно, что; у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей: семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

ЗАДАЧА 1-4

У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?

ЗАДАЧА 1-5

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?

ЗАДАЧА 1-6

Ген сахарного диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье? Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

ЗАДАЧА 1-7

У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?

ЗАДАЧА 1-8

У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины – толстые. Определите генотипы родителей, если из их троих детей двое имеют тонкие губы, а один – толстые.

2.ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

ЗАДАЧА 2-1

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а кареглазость над голубоглазостью. Гетерозиготная кареглазая женщина с нормальным зрением вышла замуж за голубоглазого близорукого мужчину, гетерозиготного по второму признаку. Какова вероятность рождения у них голубоглазого ребенка с нормальным зрением?

ЗАДАЧА 2-2

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а наличие веснушек – над их отсутствием. Женщина с голубыми глазами и без веснушек выходит замуж за мужчину с карими глазами и веснушками. Известно, что мать мужчины была голубоглазой и у нее не было веснушек. Какова вероятность того, что их первый ребенок будет похож на отца? А на мать?

ЗАДАЧА 2-3

У отца курчавые волосы (А) и нет веснушек, а у матери прямые волосы и есть веснушки (В). В семье трое детей и у всех веснушки и курчавые волосы. Определите генотипы всех членов семьи.

ЗАДАЧА 2-4

У человека вьющиеся и темные волосы являются доминантными признаками. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился светловолосый ребенок c прямыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей? Запишите схему скрещивания.

ЗАДАЧА 2-5

У человека большие глаза и римский нос (с горбинкой) доминируют над маленькими глазами и греческим (прямым) носом. Женщина с большими глазами и греческим носом вышла замуж за человека с маленькими глазами и римским носом (они оба гетерозиготны по одному из признаков). У них родилось четверо детей, двое из которых имели большие глаза и римский нос. Каковы вероятные генотипы родителей? Может ли у них родиться ребенок с маленькими глазами и греческим носом?

ЗАДАЧА 2-6

У голубоглазой близорукой женщины от брака с карегла­зым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения (а), а ген кареглазости (В) доминиру­ет над геном голубоглазости (в). Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого с нормальным зрением ребенка?

ЗАДАЧА 2-7

У фигурной тыквы белая окраска плода (A) доминирует над желтой (a), а дисковидная форма (B) над шаровидной (в).

Тыкву с белыми дисковидными плодами скрестили с тыквой, v которой плоды были белыми и шаровидными. В потомстве оказалось:

3/8 — белых дисковидных, 3/8 — белых шаровидных, 1/8 — желтых дисковидных, 1/8 — желтых шаровидных растений. Определить генотипы родителей и потомства.

ЗАДАЧА 2-8

У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок — доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

4. Выполненную работу сдайте преподавателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: