Самостоятельная работа № 19

Тема: «Подготовка к зачетному занятию»

Цель:

контроль знаний, полученных при изучении дисциплины.

Развивающая: развивать навыки работы с конспектом лекций, учебной литературой и интернет-ресурсами.

Воспитательная: прививать студентам навыки самостоятельной работы с источниками информации.

Источники информации: Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2010; лекционный материал; лабораторные работы по «Биологии» и другие источники.

Ход работы

Используя учебник, лекционный материал и другие источники информации.

Подготовьтесь к зачетному занятию, отвечая на вопросы.

I. Теоретические вопросы

1.Основные признаки живого.

2.Основные положения современной клеточной теории, ее значение.

3.Отличие растительной клетки от животной.

4.Нуклеиновые кислоты, их виды и функции в организме. Отличие ДНК от РНК.

5.Энергетический обмен, его этапы и значение.

6.Пластический обмен. Биосинтез белка.

7.Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез.

8.Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины.

9.Модификационная изменчивость, ее значение в жизни организма.

10.Вирусы, их строение. Вирусы – возбудители опасных заболеваний.

11.Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.

12. Мейоз, его значение, отличие от митоза.

13.Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя.

14.Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

15.Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

16.Борьба за существование – предпосылка естественного отбора. Формы борьбы за существование.

17.Естественный отбор – направляющий фактор эволюции, его формы.

18.Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер приспособленности организмов.

19.Биологический прогресс и регресс, их роль в эволюции органического

мира.

20.Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация,

дегенерация.

21. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные

факторы эволюции.

22.Биосфера, ее границы. Причины бедности жизни в морских глубинах,

в литосфере, в верхних слоях атмосферы.

23.Понятие об экосистемах. Цепи питания.

24.Биотические связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

25. Функциональные группы организмов в экосистеме, их роль.

26.Экологическая пирамида, необходимость ее учета в практической

деятельности.

27.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.

28.Производственная деятельность человека как мощный фактор воздействия

на биогеоценозы. Меры охраны биогеоценозов.

II.Практические задания.

1. Рассмотреть внешнее строение цветка насекомоопыляемого растения и выявить приспособленность к опылению насекомыми. Объяснить, как могло возникнуть это приспособление.

2..Решить задачу на анализирующее скрещивание.

3. Решить задачу на построение и-РНК на основе известной последовательности ДНК.

4.Решить задачу на наследование гемофилии.

5 Выявить приспособленность к поглощению света у комнатного растения.

6.Решить задачу по экологии на определение ПДК вещества в окружающей среде.

7.Решить задачу на независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

8.Определите взаимоотношения, в которые вступают друг с другом перечисленные организмы: водоросли и грибы в лишайнике, лисица и заяц, лисица и волк, печеночный сосальщик и корова. К какой группе экологических факторов относят эти взаимоотношения?

9.Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка, травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится беркут в составленной пищевой цепи. Ответ поясните.

10. Решить задачу на выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков (моногибридное скрещивание).

11.Пищевые цепи редко состоят более чем из 4–5 звеньев. Чем это можно объяснить? Что лимитирует длину пищевой цепи? Ответ поясните.

12.Рассмотрите коллекцию насекомых разных отрядов (божья коровка, оса, кузнечик, бабочка-белянка и др). Назовите типы защитных приспособлений у каждого организма. Объясните, в результате какого направления эволюции сформировались данные приспособления.

13.Основными структурными компонентами любой экосистемы являются растения, животные, грибы и бактерии. К каким функциональным группам относятся эти организмы? Покажите стрелками их взаимосвязи в экосистеме.

14. Решить задачу по экологии на составление пищевых цепей.

15.Решить задачу на определение последовательности аминокислот в молекуле белка по фрагменту иРНК с использованием таблицы генетического кода.

16.Решить задачу на промежуточный характер наследования.

17. Распределите по ярусам перечисленные растения дубравы: клен, дуб, лещина, ландыш, липа, папоротник орляк, калина, яблоня, майник двулистный. Какое значение имеет ярусное расположение растений в экосистеме?

18. Решить задачу по экологии на составление пищевых цепей.

19.Решить задачу на определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками (моногибридое скрещивание).

20. Решить задачу на наследование гемофилии.

21. Рассмотреть гербарные экземпляры растений разных видов одного рода,

сравнить и выявить различия по морфологическому критерию.

22. Решить задачу на выяснение генотипа особей при дигибридном скрещивании.

23. Решить задачу на построение молекулы ДНК на основе известной последовательности одной из цепей ДНК.

24. Решить задачу на определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками (дигибридое скрещивание).

25. Решить задачу на выяснение генотипов родителей по расщеплению в потомстве (моногибридное скрещивание).

26. Рассмотреть внешнее строение кактуса и найти черты приспособленности к жизни в засушливых условиях. Объясните возникновение этих приспособлений в процессе эволюции.

27. Решить задачу на построение и-РНК на основе известной последовательности ДНК.

28. Решить задачу на независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: