Понятие и сущность содержания образования

Для успешного обучения необходимо понять — чему надо учить, т.е. каково должно быть содержание образова­ния. Существуют разные трактовки понятия содержания образования.

В традиционной педагогике, ориентированной преиму­щественно на реализацию образовательных функций шко­лы, под содержанием образования понимается педагоги­чески адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необхо­димо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности со­держания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют собой формирование творческо­го, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подходу, определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, В.В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформи­рованы ценностно-значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои дей-


 


ствия, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерантное отношение к инакомыслящим и т.д. Содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов и представляющий собой опыт:

• познавательной деятельности, фиксированной в фор­ме ее результатов — знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);

• осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);

• творческой деятельности — в форме умений прини­мать нестандартные решения в проблемных ситуациях (ус­воение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);

• осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентации (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, миро­воззренческим идеям и т.д.).

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих эле­ментов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоя­тельно, творчески, вносить собственный вклад в существу­ющую систему отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: