Государственный образовательный стандарт

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в на, шей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).

Понятие «стандарт» происходит от латинского слова standart, означающего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Термины «стандарт образования», «образовательный стандарт» получили международный статус, т.е. употребля­ются в разных странах. Встречаются и другие названия. Например, в Великобритании существует понятие «нацио­нальный учебный план».

Основными объектами стандартизации в образовании, являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.

Чем вызвана необходимость стандартизации образования?

Проведение стандартизации образования продиктовано коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, рыночным


отношениям, правам и свободам личности потребовал переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетворение потребностей личности. Это, в свою очередь, обусловило значительные перемены в организации образования, выборе содержания, форм и методов обучения.

Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов их изучения, вве­дение альтернативных учебников, создание новых техно­логий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение потребовало сохранения базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого учащимися в разных типах образовательных учреждений. Государственный образовательный стандарт является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.

Кроме того, стандартизация образования вызвана стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании образования учета достижении международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.

В нашей стране идея стандартизации образования суще­ствовала еще в советское время. Хотя в СССР не существо­вало понятия государственного образовательного стандар­та, но его роль фактически выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ.

Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией и фактически ограничивали учи­теля в инициативе, а учащихся — в возможности выбора содержания образования в соответствии со своими интере­сами и способностями. Однако таким образом была на практике проверена идея образовательных стандартов.

Введение государственного стандарта не означает под­чинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напро­тив, открывает широкие возможности для педагогического


творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе; уточняются не реже одного раза в десять лет; устанавливаются федеральным законе являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и собственности.

В образовательном стандарте общеобразовательных учреждений выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграции личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент определяет нормативы, которые относятся к компетенции регионе (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и пр.).

Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения.

Федеральный компонент стандарта — неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты — вариативные составляющие, которые систематически обновляются.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в предела установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений.

В состав стандарта входят: типовой (базисный) учебный план учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативных составляющих содержания, государственные требования к уровню общей подготовки учащихся.


7.4. Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия

Содержание образования отражается в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.

Учебный план — документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, поря­док (последовательность) их изучения и количество учеб­ных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.

Выделяют базисный учебный план как типовой и учеб­ный план, разработанный конкретным учебным заведением.

В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе (вузе). Изучаемые предметы в учебном плане подразделяются на три группы: обязательные (базовый — федеральный ком­понент), по выбору учащихся (региональный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы, вуза (школьный, вузовский компоненты). В базисном учеб­ном плане устанавливается распределение часов на различ­ные образовательные области, факультативы, курсы по вы­бору.

На основе базисного разрабатываются учебные планы школ (вузов) с учетом их специфики. Эти планы различны для дневных, вечерних, заочных, дистанционных форм обу­чения.

На основе учебных планов составляются учебные про­граммы.

Учебная программа содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требовани­ях к знаниям и умениям учащихся (студентов), тематиче­ское планирование изучаемого материала по предмету в каждом классе (курсе); собственно программу — перечень разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для данного курса; ре­комендуемую литературу; вопросы для контроля; тематику курсовых, квалификационных работ (в вузе).

Различают типовые, рабочие и авторские учебные про­граммы.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определен­ной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.


Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

Авторские учебные программы учитывают требование образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используют на курсах по выбору, факультативах.

Исторически сложились два способа построения ученых программ: концентрический и линейный.

При концентрическом способе построения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучаете) на последующих ступенях. Концентризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.

Линейный способ построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ более экономичен.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях.

Учебник является источником учебной информации и выступает средством обучения, отражает цели и содержание обучения.

В учебнике главной формой является текст. Он делится на:

— основной (базовые термины, их определения, основ­ные факты, явления, процессы, события; описание зако­нов, теорий, ведущих идей и т.д.);

— дополнительный (документы, хрестоматийные и справочные материалы, биографические данные, статисти­ческие сведения и др.);

— пояснительный (введения, примечания, разъяснения, словари, указатели и т.д.).

Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют некоторые материалы, дополняют его содержание. К учебным пособиям относят хрестоматии, сборники задач, атласы, сборники упражнений и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: