Государственная политика в сфере высшего образования

План

1. Историческая справка.

2. 90-е годы в сфере высшего образования.

3. Замысел реформы. Опыт реализации Болонского процесса в Европе.

4. Закон о двухуровневом образовании: проблемы и пути их решения.

1. К концу 19 в. (1898 г.) в России действовало 52 высших учебных заведений. В них обучалось 26 166 студентов. Основу высшего образования составляли 9 университетов с 16204 студентами (в том числе: 6,7 тыс. студентов на юридических, 5 тыс. на медицинских, 3,6 тыс. на физико-математических факультетах). Правда на территории современной России их насчитывалось только четыре (СПБ, Московский, Казанский и Томский).

Кроме того, существовали 10 технических вузов-институтов (8 в России); ряд педагогических; пять военных и четыре духовных академий. Массив вузов был весьма невелик, но ставка делалась на качество образования. Кроме того, российские вузы были включены в систему европейского высшего образования.

Вузы были преимущественно государственными. К 1917 г. появились и 6 частных вузов (четырьмя женскими и двумя совместными инженерными). Ставка на качество образования применительно к техническим вузам сохранилась и в советское время.

Сильной стороной советской системы высшего образования были: во-первых, наличие фундаментальной общенаучной и профессиональной подготовки; во-вторых, наличие определенных единых стандартов обучения; в-третьих, совмещение образовательных и воспитательных программ; в-четвертых, тесная связь науки, запросов производства и обучения в сфере подготовки кадров для предприятий ВПК. Следует отметить и более высокую, чем в среднем по стране оплату труда остепененных преподавателей вузов. Назовем и размер студенческих стипендий, позволяющих оплачивать питание на протяжении двух – трех недель. Все названное отражало конкретные направления социальной политики, в сфере высшего образования.

Слабые стороны советской системы высшего образования ─ хорошо известны. Это и перекос образования в сторону подготовки инженерных кадров, за счет экономического, юридического, политологического образования; идеологизация образования; низкая оплата труда выпускников вузов.

2. В 90-е годы ХХ в. произошло сначала падение, а затем стремительное увеличение числа вузов и количества студентов. Если в 1985 г. в вузах России обучались 3 млн. студентов, в 1990 г. ─ 2,8 млн. студентов, то в 1993 г. ─ 2,6 млн. Однако, к 2007 г. картина стала иной.

Число государственных вузов выросло незначительно: с 548 в 1990 г. до 648 в 2007 г., но число студентов увеличилось в 2,3 раза: с 2,5 млн. до почти 6 млн. человек. Нагрузка на преподавателей, на аудиторные помещения резко возросла. Еще один миллион студентов (1079 тыс.) в 2007 г. обучался в частных вузах. Но‚ если в государственных вузах более половины (3,5 млн. из 6) обучались на очном отделении, то в частных ─ на очном обучались только 28 % (313 тыс.). Структура студенчества (2004 г.) представляла собой следующую картину: в государственных вузах: очников ─ 54 %, вечерников ─ 5,1 %; заочников ─ 38,9 %. В частных вузах: очников ─ 28 %, вечерников ─ 6,1 %; заочников ─ 64,6 %. Студент частного вуза, как видно, преимущественно заочник.

Специфика частных вузов заключается еще и в том, что доля обучающихся по специальностям и направлениям гуманитарных и социальных наук составляет более 95 %. Это означает, что частные вузы в России не готовят специалистов по техническим и точным наукам. Доступность образования стала выше. Из числа молодых людей 17 лет:

─ в 2003 г. 48 % смогли поступить на очное отделение вузов; 22 % ─ в техникумы, 12 % ─ в ПТУ. Т. о. 82 % молодых людей продолжили образование (в 2000 г. ─ 80 %). Но эта произошло за счет платности обучения, за счет нагрузки на семейные бюджеты. Процент студентов-бюджетников в России стремительно снижается: с 75 % в середине 90-х гг. до 40 % в 2007 г. По оценке министра науки и образования А.А. Фурсенко‚ этот процент снизится до 10 % в недалеком будущем.

В чем причины роста числа вузов и массива студентов? В литературе отмечаются следующие причины:

─ движение России к постиндустриальному обществу;

─ культурную наследственность;

─ фактор получения прилично оплачиваемой работы;

─ бегство от армии.

Отсутствует, однако, весьма существенный фактор: снижение контроля государства в сфере высшего образования. Вообще, снижение качества государственной политики в сфере высшего образования.

Анализ нормативно-правовой базы показывает[38]: пятнадцать лет (1992 ─ 2006 гг.) ─ от закона 1992 г. «Об образовании», Конституции РФ 1993 г., новой редакции закона «Об образовании» 1996 г. ─ шел процесс снижения уровня образовательной политики государства. Ступенями такого скольжения вниз стали:

─ снятие гарантии бесплатности с высшего и послевузовского образования; лишение ранга обязательности общего образования в 1992 г.;

─ 1993 г. – фактический отказ от обязательности полного общего образования;

─ снятие гарантии бесплатности со среднего профессионального образования;

─ декларативность слов о системе личных государственных образовательных кредитов; об оплате труда преподавателей вузов равной двукратной величине средней оплаты труда в промышленности.

К этому можно добавить и низкие реальные расходы на высшее образование в России. Если в Западной Европе на обучение студента в начале 21 в. тратилось 5-6 тыс., США ─ 25 тыс. долларов, то в России тратилось 600 дол. За 2002 ─ 2007 гг. стоимость образования в России увеличилась в более чем в два раза. Однако наступил предел возможностей немногочисленного среднего класса в нашей стране для оплаты образовательных услуг. Лишь 10,8 % семей в 2003 г. легко оплачивали высшее образование; 42,4 % ─ с большим трудом; для 44,8 % семей ─ оплата высшего образования недоступна[39].

Между тем, в мире доминирует бесплатность полного общего 12-13 классного образования. Число учащихся в частных школах к началу 90-х гг. составляло: в Великобритании ─ 6 %, Германии ─ 10 %, США ─ 11 %[40]. В Европе с 70-х гг. до начала 21 в. преобладало бесплатное высшее образование. В США ─ высшее образование платное (при этом, в государственных вузах ─ оплата обучения в пять раз ниже, чем в частных), но при эффективно действующей системе личных государственных образовательных кредитов (по закону о высшем образовании 1965 г.)‚ под низкий процент годовых и на длительный срок, при возможности невозвращения кредитов для представителей малоимущих семей. В 80- е годы 77 % американских студентов получали различные виды финансовой помощи. Заметим, что из 156 университетов США 60 % являются государственными. При этом прослеживается следующая особенность финансирования вузов США: 60 % расходов в государственных вузах берет на себя государство; 15 % оплата обучения студентами; 5 - 6 % – благотворительные пожертвования частных фирм, ассоциаций выпускников. Еще 20 % – вузы зарабатывают научными разработками. Выделим это последнее принципиальное положение. При этом на одного исследователя в вузе США расходовалось 182 тыс. дол. в год, в Германии 140 тыс., Англии ─ 100 тыс., в Китае ─ 45 тыс., в России ─ 11 тыс. [41]

Специфика Европы заметна. Педагогический процесс (при сложившемся к настоящему времени в Европе преимущественно бесплатном образовании) фактически бесприбылен. Деньги зарабатывает наука, получая их за результаты исследований, а также за престиж вуза, который тоже‚ в первую очередь‚ связан с научными результатами.

Итог развития высшего образования в России в 90-е гг. очевиден: рост числа откровенно слабых частных вузов; снижение качества обучения; коррупция. Не случайно эпицентром вузовского роста стали Москва и Тюменская область ─ регионы концентрации финансовых потоков. За рубежом кодексы добросовестного поведения вузов получили широкое распространение и выступают инструментом влияния профессиональных ассоциаций на отдельные вузы. В России только в 2006 г. Ассоциацией негосударственных вузов (АНВУЗ) России был принят «Кодекс добросовестного поведения членов АНВУЗа», в которой сформулированы принципы качественного и этичного образования. При том, что АНВУЗ была образована в 1996 г. Совмещение преподавательского труда – самое малое упущение в этой сфере. Но за ним – поверхностное обучение без исследовательской работы ─ составной, едва ли не ведущей, части студенческой жизни.

Проблемами государственных вузов стали: бесконтрольный рост филиалов и факультетов; старение корпуса преподавателей; падение престижа аспирантуры; работа студентов и аспирантов не по специальности. Аспирантура из важнейшей формы послевузовской подготовки интеллектуальной элиты превратилась в конвейер по изготовлению кандидатских диссертаций. Вопросы качества и уровня образования отошли на второй план. Политика государства нередко проявлялась в одном: в процессе постоянного сокращения числа преподавателей по приказу министерства. Возрастание учебной нагрузки (при удвоении числа студентов количество преподавателей выросло на 21 %) в сочетании с унизительной величиной оплаты в 90-е гг. ─ 2005 гг. размывало преподавательский корпус: наиболее квалифицированная его часть уходила в бизнес, во власть, в административные структуры вузов.

Выпуск дипломированных специалистов, отражая нагрузки на студенчество, варьировал от половины по отношению к числу принятых первокурсников в середине 90-х годов до двух третей сегодня. Нельзя не отметить и другое.

Созидательное. 90-е годы ХХ в. принесли первую волну компьютеризации процесса обучения; создание новых учебников; начало чтения новых курсов. Высшее образование перестраивалось с учетом мировых тенденций, требований рыночной экономики. По сути, рождались новые вузы и наша УРАГС тому пример. В последние годы государство пытается усилить контроль. Из отчета министра образования и науки А.А. Фурсенко в марте 2007 г.следует: в 2006 г. была приостановлена лицензия у 26 вузов. Одна лицензия ─ аннулирована. Закрыты 27 филиалов вузов. ФСБ ведет отслеживание взяточничества среди преподавателей. С октября 2006 г. повышены размеры доплат за ученую степень. Но ясно одно: социально-экономический и социально-психологический кризис в стране не мог не отразиться на качестве системы высшего образования.

3. Замысел реформы.Вхождение России в Болонский процесс имело вполне определенную цель: поднять планку нашего высшего образования до мирового уровня. Российское высшее образование должно стать частью формирующейся в Европе единой образовательной системы, основанной на общих принципах функционирования. Это предполагает один из двух путей:

1. Полное и бездумное принятие всего того, что имеется в европейском образовании.

2. Учет лучших достижений ряда ведущих европейских университетов при сохранении традиций отечественного высшего образования, в первую очередь его фундаментальности и глубины.

Собственно говоря, в соответствии с Болонской конвенцией предусматривается реализация к 2010 г. четырех основных направлений:

─ переход на двухуровневую структуру (бакалавр-магистр) высшего образования. Магистерская степень должна обеспечивать доступ к аспирантуре;

─ введение системы легко сравнимых академических степеней за счет внедрения единого приложения к диплому выпускников вузов Европы;

─ принятие единой системы учета трудоемкости учебного процесса в кредитах;

─ повышение мобильности студентов и преподавателей вузов; повышение эффективности образовательных технологий;

─ снижение барьеров между университетским и неуниверситетским сектором высшего образования.

Подтекстом звучали два тезиса: о построении экономики знаний и доступности высшего образования, вызванные соображениями социальной справедливости.

19 июня 1999 г.29 министров образования стран Европы в Болонье подписали совместное заявление и приняли документ, провозгласивший становление европейского образовательного пространства. «Зоны европейского высшего образования». 2010 г. рассматривался как срок завершения реализации этого мегапроекта. Каждые два года‚ после 1999 г.‚ проходили конференции, фиксирующие рост числа участников. В 2005 г. на конференции в Бергене было зафиксировано 45 стран-участниц[42]. Наша страна официально вступила в болонский процесс в сентябре 2003 г. Между тем, к концу 2007 г., по мнению специалистов, Европа весьма далека от решения сформулированных в Болонье задач. Почему?

1. Рост многомиллионной армии студенчества привел к непосильным расходам стран ЕС. С конца 90-х гг. ХХ в. государствам Европы пришлось пойти на непопулярные меры: сокращение государственного финансирования высшего образования (в сравнении с концом 80-х гг. оно сократилось на 30 %; введение оплаты обучения в ряде стран.

Например, в Великобритании с 1998 г.; в начале 21 в. частичную оплату обучения внедрили вузы Германии. Но как это выглядит в реальности? Есть высокопрестижные вузы, где плата за обучение относительно высока. Но в сравнении с зарплатами граждан оплата обучения посильна. Так в большом количестве вузов Германии‚ до осени 2007 г. плата взималась за проживание, проезд и питание (190 евро в семестр) и только с осени 2007 г. стала взиматься плата в 300 евро на младших и 500 евро на старших курсах. Это в среднем 10 ─ 15 % месячной зарплаты.

2. Наука, поддерживающая вузы, столкнулась с проблемой эффективности раньше, чем высшая школа, и в настоящее время даже фундаментальные исследования (в том числе посредством грантов) оказались вписаны в рыночную экономику. Это позволяет создавать группы преподавателей и студентов для решения конкретных проблем, которые выдвигает бизнес, власть, интересы армии, производства. В таком случае, необходимость реализации инновационных потенциалов может теснее сблизить процесс исследований и образовательный процесс. Здесь необходимы совместные действия университетов, бизнеса, национальных и региональных властных структур, по поиску заказов и собственным предложениям научно-практических разработок, позволяющих зарабатывать средства вузам и исполнителям. Это же позволит решить еще одну проблему. У выпускника вуза появляется опыт конкретной практической деятельности. Т.е. научно-производственная кооперация в сфере высшего образования опирается на ожидание взаимной выгоды сторон в процессе подготовки кадров. Бизнес и власть ждут новейшей научно-технической информации. Вузы ─ дополнительной финансовой поддержки собственным исследованиям, расширения стипендиальных фондов для бакалавров, магистров, преподавателей, а также гарантии трудоустройства своих выпускников. Говоря проще, дипломники должны решать в своей работе проблему, в которой заинтересована та или иная фирма или властная структура. Должен осуществляться и взаимообмен персоналом и информацией. В ряде стран в ученые советы университетов включают представителей бизнеса.

Основная тенденция высшего образования в мире ─ перестройка университетского образования в направлении большей ориентации на запросы рынка образовательных услуг и промышленности; на расширение системы контрактов между вузами и заинтересованными инстанциями. В настоящий момент мобильность европейских студентов относительно низкая: в начале 21 в. только 2,3 % европейских студентов обучались в другой стране.

Во многом это связано, во-первых, с введением платности обучения; во-вторых, конкуренция с вузами США затруднительна в силу ряда причин (например, более выгодные условия обучения, возможность трудоустройства и высоко развитым дистанционным образованием). Сказываются и трудности политического, социокультурного и профессионально-технического характера. Главное заключается в следующим. Сам Болонский документ являет собой лишь декларацию о намерениях и вовсе не основан на международном праве. Исходя из этого, как ЕС в целом, так и страны участники Болонского процесса‚ не связаны по отношению к нему обязательствами правового характера. Очевидно, что 2010 г. явно не окажется заключительным итогом болонского процесса. Наибольшие сдвиги заметны в научной сфере: в совместных действиях вузов в исследовательских программах. Таким образом, болонский процесс предстает лишь как одна из составляющих комплексного подхода к реформированию высшей школы. Он не самоцель, а лишь элемент в цепи усилий по построению экономики знаний.

Конкретный путь улучшения системы образования демонстрирует Приоритетный Национальный проект (ПНП) «Образование». ПНП«Образование» включает пять направлений: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», Создание национальных университетов и бизнес -школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии». Всего по проекту‚ запланировано расходов на сумму 56,5 млрд. руб., в т.ч.‚ в 2006 г. – 25,3 млрд. руб., в 2007 г. – 31,2 млрд. руб.

Кроме того, предусматривается реализация проекта « Сельский школьный автобус», в рамках которого в 2006-2007 гг. субъектам РФ будут предоставлены субсидии в сумме 2,08 млрд. руб. (в том числе 1,0 млрд. руб. в 2006 г.) на приобретение ежегодно не менее 3500 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования. Финансирование закупки автобусов распределяется пропорционально количеству сельских школьников с удвоенной квотой для дотационных регионов. ПНП«Образование» включает оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 000 школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы. В 2007 г. в Екатеринбурге победителями конкурса стали УРГУ и УПИ. В 2006 ─ 2007 гг. почти 20 % школ УРФО получили грант в размере миллиона рублей [43].

Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает: разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах; развитие центров трансферта технологий, создаваемых на базе государственных научных центров РФ, высших учебных заведений, институтов РАН и отраслевых институтов; реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности; создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности. При этом элементы инновационной структуры могут создаваться как специальные подразделения вуза, так и в форме самостоятельного юридического лица.

ПНП «Образование» включает государственную поддержку талантливой молодежи, предполагающаую предоставление грантов. В рамках ПНП «Образование» ежегодно 1250 победителей и призеров международных и всероссийских олимпиад и конкурсов в возрасте от 14 до 25 лет получат индивидуальные премии по 60 тыс. рублей. Еще 4100 призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад будут поощрены премиями в размере 30 тыс. рублей.

Предполагается поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей. Это позволит поддержать лучшие педагогические кадры, повысить престиж учительской профессии.

С ноября 2006 г. начались выплаты надбавок за ученую степень: кандидатам наук ─ три тысячи рублей; докторам наук ─ 7 тыс. Произошло увеличение в полтора раза стипендий для аспирантов докторантов ─ до 2 и 3 тыс. рублей. К сожалению, увеличение стипендий для студентов носило незначительный характер (с 720 до 900 руб.) и позволяет студентам оплачивать питание в срок не более одной недели. Результат очевиден: начиная с третьего курса, студенты начинают работать в ущерб учебе.

Основные мероприятия направления «Внедрение современных образовательных технологий»

1. Подключение 52 490 школ к сети Интернет и оснащение ежегодно не менее 2 500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами информатизации общего образования позволит обеспечить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.

2. Разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ. На эти цели из федерального бюджета выделяется ежегодно по 0,15 млрд.руб.

3. Оснащение в 2006-2007 гг. ежегодно не менее 8000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием на сумму 4,8 млрд. руб., в т.ч. 2,3 млрд.рублей в 2006 г.

По направлению «Создание национальных университетов и бизнес -школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание к 2008 г. в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес -школ по 500 мест каждая в городах Москва и Санкт-Петербург. На эти цели из федерального бюджета выделено 3,0 млрд. руб. в 2006 г. и 6,0 млрд. руб.в 2007 г., а также привлекаются средства субъектов РФ и частных инвесторов.

Национальные университеты должны стать центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. Основой обеспечения качественно нового учебного процесса в них станет использование передовых технологических разработок, максимальная мобильность в подготовке кадров с учетом экономических реалий и потребностей страны, создание эффективной системы управления качеством образования; изначальное формирование университетов‚ как части мирового образовательного пространства‚ в соответствии с мировыми стандартами в высшем профессиональном образовании и в тесном взаимодействии с зарубежными образовательными учреждениями.

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах » основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов‚ из расчета 1000 рублей за полнокомплектный класс, пропорционально численности в случае меньшего количества учеников. Базовый норматив наполняемости: 25 учеников ─ для городских школ и 14 – для сельских. На эти цели в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрено 10 млрд. руб.Отметим и то, что в УРФО начались выплаты подъемных в размере 20 тыс. руб., выпускникам вузов, приступивших к педагогической деятельности[44].Все эти меры нацелены на совершенствование системы образования.

Переход на двухуровневую систему для России, согласно новому федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления уровней высшего профессионального образования» (принят Государственной Думой 11 октября 2007 г.; подписан президентом 24 октября 2007 г.) и опубликованном 27 октября в «Российской газете» говорит о следующем: прием граждан на конкурсной основе производится отдельно для обучения по программам бакалавриата, подготовки специалистов, и программам магистратуры; среднее профобразование может быть получено и в вузах; разрешаются ускоренные программы обучения; сроки обучения бакалавриата, подготовки специалистов, и программам магистратуры, соответственно, 4 года,5 и 6 лет; прием по старым правилам в вузы продлится до 2010 г.

Текст нового закона вызвал у специалистов и политиков ряд вопросов:

1. Переход на бакалавриат предполагает уменьшение количества учебных дисциплин и часов на них.

2. Дополнительную нагрузку на рынок труда, куда‚ как минимум на год раньше‚ придет массив бакалавров. В России не сложился рынок, на котором был бы востребованы бакалавры. В европейской трактовке бакалавриат ─ эта ступень образования, предполагающая, что человек полностью готов к самостоятельной профессиональной деятельности на рынке труда. Следовательно, образовательные программы должны строиться на базе сужения преподавания за счет специализации профильных курсов. Такой подход противоречит традициям российской и советской высшей школы.

3. Подготовка бакалавров в Европе базируется на наличии 12-13 летней школы. Где 13 класс, по сути, подготовительный курс к вузу. В России 12 класс появляется только с 2010 г. В этом плане введение ЕГЭ в 2006 ─ 2007 гг. ─ «рождение недоношенного ребенка».

4. Увеличение разрыва между университетскими и неуниверситетскими вузами, поскольку большинство последних просто не получат от министерства разрешения на подготовку магистров.

5. Сокращение количества преподавателей вузов‚ в силу сокращения аудиторной нагрузки. Европейские стандарты высшего образования уже сегодня предполагают соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов на уровне 1: 3. Наш отказ от классического соотношения 1:1‚ пока не проработан‚ как технологически (отсутствие достаточного числа компьютерных классов, посадочных мест в библиотеках, недостаток учебной литературы), так и ментально: отечественный студент без неусыпного контроля над ним не будет заниматься.

6. Кредитная система для студентов может заслонить систему государственных образовательных стандартов. Последние должны оставаться.

7. Переход на двухуровневую систему для России по оценке ряда специалистов (ректор МГУ, МВТУ) вызывает тревогу, поскольку эта схема не подходит для инженерного и медицинского образования.

8. С первого курса, точнее, уже при поступлении в вуз, студент должен выбрать для себя форму и содержание обучения сроком 4 года или 6 лет. Но пока готовы идти в бакалавры только 5 % опрошенных студентов. Однако в законе нет упоминания и численности магистрантов. Есть и такая проблема: по данным газеты «Известия» от 26 октября 2007 г. полное финансирование на подготовку по трем направлениям получат 20 элитных вузов. Еще 200 – на два уровня. Остальные 800 –только на подготовку бакалавров.

Главное все-таки заключается в следующем. Способно ли государство действительно контролировать систему образования на основе уже имеющейся нормативно-правовой базы? Способно ли высшее образование адекватно реагировать на запросы экономики, общества, науки? Быть конкурентоспособным? От разумности государственной политики, от активности общества зависит многое.

Вопросы и задания к теме:

1.Справедливо ли утверждение о том‚ что на современном этапе высшее образование стало доступнее населению?

2. Что такое образовательный кредит? Существует ли подобная практика в Екатеринбурге?

3. Каким образом может быть перестроено вузовское образование в направлении большей ориентации на запросы рынка образовательных услуг?

4. Назовите наиболее масштабные изменения в сфере высшего образования‚ связанные с реализацией Национального проекта «Образование».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: