Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.
1. Идея эксперимента.
2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента).
3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента).
4. Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента).
5. Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты).
6. Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента).
7. Внедренческий этап.
Место и роль методов в структуре научного исследования
Многие учёные считали, что в развитии науки главную роль играет верный метод исследований - некие общие принципы, позволяющие адекватно устанавливать взаимосвязь явлений природы, находить их первоосновы, иначе говоря, открывать законы мира, истину. Известны десятки людей, сделавших важные открытия и живших в разных странах, в разное время. Единственное, что их объединяло, это стиль мышления. Важную роль в процессе научного исследования играют абстрагирование и идеализация. Абстрагирование (лат. Abstractio отвлечение) является процессом мысленного выделения, вычленения интересующих исследователя признаков, свойств, отношений изучаемого объекта и одновременного отвлечения от других свойств, признаков, отношений, которые в данном исследовании представляются несущественными.
|
|
Идеализация (греч. ιδέα – Образ, идея) считается разновидностью абстрагирования, хотя, с учетом ее значимости и специфики, целесообразно рассмотрение идеализации как относительно самостоятельного метода.