Этапы педагогического исследования, их характеристика. Построение исследования в педагогике

Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.

1. Идея эксперимента.

2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента).

3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента).

4. Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента).

5. Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты).

6. Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента).

7. Внедренческий этап.

Место и роль методов в структуре научного исследования

Многие учёные считали, что в развитии науки главную роль играет верный метод исследований - некие общие принципы, позволяющие адекватно устанавливать взаимосвязь явлений природы, находить их первоосновы, иначе говоря, открывать законы мира, истину. Известны десятки людей, сделавших важные открытия и живших в разных странах, в разное время. Единственное, что их объединяло, это стиль мышления. Важную роль в процессе научного исследования играют абстрагирование и идеализация. Абстрагирование (лат. Abstractio отвлечение) является процессом мысленного выделения, вычленения интересующих исследователя признаков, свойств, отношений изучаемого объекта и одновременного отвлечения от других свойств, признаков, отношений, которые в данном исследовании представляются несущественными.

Идеализация (греч. ιδέα – Образ, идея) считается разновидностью абстрагирования, хотя, с учетом ее значимости и специфики, целесообразно рассмотрение идеализации как относительно самостоятельного метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: