Вопросы для обсуждения:
Методология педагогики: определение, сущность, функции. Уровни методологического знания, их характеристика.
Методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы
Методология педагогики выполняет функции:
1) определяет способы получения научных знаний, отражающих постоянно меняющуюся педагогическую действительность;
2) направляет и предопределяет основной путь достижения конкретной научно-исследовательской цели;
3) обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом явлении или процессе;
4) обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий педагогической науки;
5) создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструментарий научного познания.
|
|
Для того, чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии.
Содержание первого из них - философское знание.
Второй уровень - общенаучная методология (системный подход, деятельности подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза. Объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.).
Третий уровень -конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике. Методология специальной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, например, системного подхода или моделирования в их применении к педагогике. Некоторые ученые выделяют также
четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.