Составляющие электронной торговли (участники, процессы, сети) и их краткая характеристика

Электронная торговля основана на структуре традиционной торговли, а использование электронных сетей добавляет ей гибкость. На рис. 2. представлены составляющие электронной коммерции.

Датой зарождения систем электронной торговли можно считать 1993 год, когда в результате существенного снижения стоимости и повышения производительности аппаратных и программных средств началась массовая эксплуатация сети Интернет и одного из ее основных ресурсов - Всемирной паутины (World Wide Web). Возникшая глобальная информационная структура стала основой для развития систем электронной торговли. Стимулом для внедрения систем электронной торговли явилась экономия затрат при приобретении производственных ресурсов. При этом за счет

Рисунок 2 - Составляющие электронной коммерции

интеграции каналов поставок стоимость производимой продукции в различных отраслях снижается следующим образом: в связи - на 5-15%; в производстве компьютеров - на 11-20%; в электронике - на 29-39%; в нефтегазовой отрасли - на 5-15%; в сталелитейной промышленности - на 11-15% и т.д.[10].

Электронная торговля в последние годы переживает подлинный бум во многих странах мира, причем в некоторых из них объем продаж через сеть Интернет достигает 10% всего объема торговли. Стремительный рост электронной торговли обусловлен ее высокой эффективностью и низким уровнем затрат, что по оценке зарубежных экспертов позволяет снизить цены изделий на 25-30%.

Основные сферы деятельности электронной коммерции:

· электронный маркетинг (Интернет-маркетинг);

· торговля товарами в материально-вещественной форме;

· предоставление услуг (информационных, финансовых, законодательных, консультационных и т.д.);

· администрирование бизнеса (налоги, таможня, разрешения, концессии и т.д.);

· транспортное обслуживание, техника перевозок и способы снабжения;

· ведение бухгалтерского учета;

· разрешение конфликтных ситуаций и спорных вопросов;

· интернет-банкинг;

· электронная торговля на рынке ценных бумаг (интернет-трейдинг);

· послепродажное обслуживание;

· страхование и т.д. [39].

Электронная коммерция может осуществляться на разных уровнях: национальном и интернациональном (международном). Основу различия проведения деловых операций на этих уровнях составляют не технико-технологические составляющие (так как электронная коммерция обладает глобальным характером), а законодательные. На интернациональном уровне реализация системы электронной коммерции существенно усложняется по сравнению с внутринациональным. Это вызвано такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных сборов, принятие индивидуальных и вместе с тем неодинаковых соглашений с разными странами, значительные различия в применяемых правилах осуществления банковских операций.

К основным элементам инфраструктуры системы электронной коммерции относятся:

1) специальное программное обеспечение;

2) система управления базами данных и приложениями;

3) телекоммуникация и связь;

4) система, обеспечивающая безопасность актов купли-продажи товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

5) юридическое, правовое обеспечение;

6) виртуальная банковская система;

7) специальные платежные системы;

8) автоматизированное складское хозяйство;

9) система доставки товаров и оказания услуг;

10) финансовые институты (брокерские и другие конторы);

11) система налогообложения и таможенных тарифов;

12) служба маркетинга, включающая в себя баннерную рекламу, отдел продаж, отдел дизайна web-страниц, web-серверов, отдел ценообразования [39].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: