Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе рабочих программ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко «Биология. Предметная линия «Сферы», М.: издательство «Просвещение», 2011.» и примерных программ по учебным предметам «Биология 5-9 классы. М.: издательство «Просвещение», 2011.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Стандарта примерной программы основного общего образования по биологии для 7 класс «Многообразие живых организмов», авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Этот курс направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях растений и животных, а также о внешнем и внутреннем строении и особенностях функционирования систем органов у животных.

Цель: освоение знаний о живых организмах, особенностях их строения и функционирования;

Задачи:

1) Освоить знания о животных и растениях и присущих им закономерностей строения и жизнедеятельности;

2) Научиться применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живого организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии;

3) Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами;

4) Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю. Она предусматривает формирование у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Список лабораторных работ:


2. Содержание учебной программы:

Царство Прокариоты (2 ч)

Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Особенности строения бактериальной клетки. Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий. Размножение. Роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа:

№ 1: Строение бактериальной клетки

Царство Грибы (5 ч)

Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов: Настоящие грибы, Оомицеты. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтриомицеты. Особенности строения, питания, размножения. Практическое значение. Грибы паразиты.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Особенности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа:

№ 2: Строение грибов и лишайников

Царство Растения (17 ч)

Общая характеристика царства растений. Особенности строения клетки, тканей, органов; питания и жизнедеятельности. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности растений. Подцарства: Низшие и Высшие растения.

Водоросли, как древнейшая группа растений. Отделы водорослей: зеленые, красные (или Багрянки) и бурые.

Отделы Высших растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Отдел Голосемянные. Отдел Покрытосемянные.

Спороносные растения. Покрытосемянные или Цветковые, как доминирующий отдел растений в эволюционном развитии. Классы двудольные и однодольные. Хозяйственное значение.

Лабораторная работа:

№ 3: Строение спирогиры

№ 4: Строение мхов

№ 5: Строение хвоща

№ 6: Строение папоротника

№ 7: Строение пыльцы, шишки и семени сосны

№ 8: Строение шиповника и пшеницы

Царство Животные (39 ч)

Общая характеристика видов. Особенности строения, жизнедеятельности. Подцарства одноклеточные и многоклеточные.

Подцарство Одноклеточные: типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. Двуслойные многоклеточные животные и лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые.

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные черви, Сосальщики и Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Паразитизм.

Тип Круглые черви. Аскариды. Паразитизм. Тип Кольчатые черви. Классы Многощетинковые, Пиявки. Свободноживущие. Приспособления к жизни в почве. Роль в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль в природе и жизни человека. Хозяйственное использование моллюсков.

Тип Членистоногие. Общая характеристика строения и жизнедеятельности. Классы Ракообразные, Пауки и Насекомые. Приспособления к жизни в воде, к полету. Полное и неполное превращение насекомых. Роль в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения и жизнедеятельности.

Тип Хордовые. Классы: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие. Внутреннее и внешнее строение. Приспособление рыб к воде, земноводных к наземной и водной среде обитания. Пресмыкающиеся, как хладнокровные животные. Приспособление птиц к полету. Млекопитающие, прогрессивный тип животных. Внутреннее развитие. Вскармливание молоком.

Лабораторная работа:

№ 9: Строение инфузории туфельки

№ 10: Строение пресноводной гидры

№ 11: Строение дождевого червя

№ 12: Строение моллюсков

№ 13: Строение речного рака

№ 14: Строение насекомого

№ 15: Строение рыбы

№ 16: Строение лягушки

№ 17: Сравнение строения крокодила и змеи

№ 18: Строение птицы

№ 19: Строение млекопитающего на примере собаки

Царство Вирусы (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вирусной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Профилактика заболевания вирусами простуды.

Лабораторная работа:

№ 20: строение вирусной мозаики


Лабораторная работа № Строение бактериальной клетки

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение грибов и лишайников

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение спирогиры

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение мхов

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение хвоща

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение папоротника

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение пыльцы, шишки и семени сосны

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение шиповника и пшеницы

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение инфузории туфельки

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение пресноводной гидры

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение дождевого червя

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

1 – Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

2 – Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящего из колец–члеников, высните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

3 – Найдите передний конец тела с ротовым отверстием (более заостренный) и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

4 – Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

5 – Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. С помощью лупы рассмотрите щетинки на теле червя.

6 – Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она – сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7 – Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Выясните роль щетинок.

8 – Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9 – Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Лабораторная работа № Строение моллюсков

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение речного рака

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение насекомого

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

1 – Рассмотрите тело майского жука, определив его размеры, окраску тела.

2 – Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

3 – Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы.

4 – Обратите внимание на особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

5 – На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.

6 – Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

7 – Составьте таблицу «Особенности внешнего строения насекомого».

Отметьте в таблице следующие признаки (1–ый столбец) и осбенности строения насекомого (2–ой столбец):
1 сторока – покров
2 сторока – размер тела
3 сторока – отделы тела
4 сторока – органы головы
5 сторока – органы осязания и вкуса
6 сторока – органы зрения
7 сторока – органы обоняния
8 сторока – органы груди
9 сторока – органы брюшка

Сделайте вывод: к какому классу Насекомых относиться майский жук?

Лабораторная работа № Строение рыбы

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в аквариуме. Определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет расположение чешуи для жизни рыбы в воде.

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост. Установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

Лабораторная работа № Строение лягушки

По теме: Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Сравнение строения крокодила и змеи

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

Лабораторная работа № Строение птицы

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

1. Рассмотрите рисунок птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.

4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

5. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

6. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки первого порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.

7. Зарисуйте в тетради строение контурного пера и подпишите названия его частей.

8. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

9. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Вывод запишите в тетрадь.

Лабораторная работа № Строение млекопитающего на примере собаки

Цель:

Оборудование:

Инструктивная карточка:

Вывод:

1. Рассмотрите внешний вид кошки или собаки. Определите отделы тела млекопитающего.

2. Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте число пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах?

3. Выясните, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров?

4. Какие органы расположены на голове млекопитающего?

5. Сформулируйте и напишите в тетради вывод об особенностях внешнего строения млекопитающего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: