По теме: Дыхание растений и обнаружение продуктов дыхания
Цель: опытным путем определить, что растения дышат всеми органами
Оборудование: комнатное растение, корнеплоды моркови, три стеклянные банки, семена фасоли, известковая вода, ножницы, коробки.
Инструктивная карточка:
Необходимо взять три банки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них помещаются 30-40 набухших, прорастающих семян фасоли. Во вторую кладут корнеплоды моркови, выдержанные перед этим 2-3 дня в воде. В третью банку помещаются свежесрезанные стебли растений с листьями. В каждую банку помещается также стакан с известковой водой. Плотно закрывают банки пробками и ставят в темное теплое место. На следующий день проверяют, изменился ли состав воздуха в банках. В каждую из банок опускают зажженную свечу, прикрепленную к проволоке. Свечи гаснут, так как в процессе дыхания органы растений поглотили кислород из воздуха, находящегося в банках, и выделили большое количество углекислого газа. (Известковая вода помутнела при взаимодействии с углекислым газом).
|
|
Лабораторная работа № 12:
По теме: Сравнение клеток крови человека и лягушки
Цель: сравнение клеток крови человека и лягушки
Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека
Инструктивная карточка:
1 – взять микропрепараты и положить на предметное стекло
2 – зарисовать строение клеток крови
3 – выполнить вывод о сходстве и различии клеток крови человека и лягушки
Лабораторная работа № 13:
По теме: Строение кости
Цель: определить строение кости и вещества из которых она состоит
Оборудование: кость, распилы костей.
Инструктивная карточка:
1 – рассмотрите кость животного или человека. Сделайте рисунок.
2 – попробуйте растянуть или согнуть кость.
3 – определите состав веществ в костной ткани
4 – выполните вывод о строении кости и ее веществах
Лабораторная работа № 14:
По теме: Строение внешнего скелета речного рака
Цель: выявить особенности внешнего скелета у животных на примере речного рака
Оборудование: «речной рак».
Инструктивная карточка:
1 – рассмотрите наглядный материал «речной рак»
2 – посчитайте количество конечностей и запишите их по отделам тела
3 – определите особенности внешнего скелета или хитинового панциря в защите животных от повреждений
4 – выпишите животных, обладающих внешним скелетом и сравните его с внутренним
Лабораторная работа № 15:
По теме: Наблюдение за движением дождевого червя
Цель: наблюдение за сокращением мышц в теле дождевого червя
Оборудование: изображение «дождевой червь», срез дождевого червя (микропрепарат)
|
|
Инструктивная карточка:
1 – рассмотрите изображение и срез под микроскопом
2 – зарисуйте в тетради схему движения дождевого червя, сокращения его мышц; срез и подпишите его внутренние органы
3 – сделайте вывод о роли дождевого червя в природе и жизни людей
Лабораторная работа № 16:
По теме: Рефлекторная деятельность
Цель: определить деятельность нервной системы
Оборудование: тетрадь, учебник
Инструктивная карточка:
1 – согните руку в локте и придавите к себе
2 – после резко отпустите
3 – выполните вывод о реакции мышц руки под влиянием нервной системы
4 – попробуйте слегка уколоть палец кончиком стержня (как быстро сигнал о состоянии пальца дойдет до мозга)
5 – зарисуйте строение нервной клетки и подпишите ее части, схему действия рефлекса
Лабораторная работа № 17:
По теме: Вегетативное размножение растений
Цель: наблюдение за развитием растения, проведение опыта по вегетативному размножению растений
Оборудование: горшок, лист с черешком, вода и стакан, почва, дневник наблюдений
Инструктивная карточка:
1 – выберите комнатное растение
2 – осторожно срежьте лист с черешком
3 – поместите его в стакан с водой
4 – меняйте воду каждые 3-4 дня
5 – наблюдайте за появлением корешков
6 – после появления корешков пересаживаем растение в горшок с почвой и поливаем немного водой
7 – записывайте наблюдения в дневник: этапы, рисунок, дата наблюдения
Лабораторная работа № 18:
По теме: Прямое и непрямое развитие насекомых
Цель: сравнить развитие насекомых, найти сходства и отличия
Оборудование: коллекция прямого и непрямого развития насекомых
Инструктивная карточка:
1 – рассмотреть коллекции
2 – зарисовать и подписать стадии
3 – сделать вывод о сходстве и различии развития насекомых, привести примеры
Лабораторная работа № 19:
По теме: Определение всхожести семян
Цель: наблюдение за развитием растений из семян
Оборудование: семена растений, горшок с почвой, вода
Инструктивная карточка:
1 – взять семечко и полить водой углубление в горшочке с почвой
2 – взять семечко и положить его в стакан с водой
3 – вести дневник наблюдений и записывать различия в их всхожести
Лабораторная работа № 20:
По теме: Природное сообщество в Мошковском районе
Цель: выявить состав природного сообщества в Мошковском районе
Оборудование: тетрадь, карандаши и ручка
Инструктивная карточка:
1 – наблюдать за окружающей природой
2 – отмечать растения и животных, проживающих на данной территории
3 – составить схему экосистемы данной местности
4 – выполнить вывод о взаимоотношениях живых организмов