IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учеб­ник / под ред. С. Б. Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

2. Меринов, Ю. Н. Экономическая география и регионалистика: курс лекций / Ю. Н. Меринов. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010.

3. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Максаковский, В. П. География. Экономическая и социальная география мира / В. П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2009. -. 201 с.

4. Международные отношения: теория, конфликты, движения, организации: учебное пособие / П. А. Цыганков, Г. А. Дробот, М. М. Лебедева и др.; под ред. П. А. Цыганкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АЛЬФА-М, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

5. Россия и страны мира. 2010. Статистический сборник / пред. редколлегии А. Л. Кевеш. – М.: Росстат, 2010. – 372 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дать определение понятия «граница», привести примеры разнообразия границ и их делимитации?

2. Основные формы государственного правления и административно-территориального устройства?

3. Новые страны на политической карте мира?

4. Сравнить основные различия в типологизации стран мира в 80-е годы и в настоящее время.

Тема 1.3. Население мира

I. Задание для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемые литературные источники, найти определения следующих понятий: демографическая ситуация; плотность населения; естественное и механическое движение населения; поло-возрастная структура; типы воспроизводства населения; этнос и языковый состав; конфессиональное разнообразие; урбанизация; городской образ жизни; город; агломерация; мегалополис; трудовые ресурсы; экономически активное население.

2. Проанализировать данные таблицы 1 и выявить особенности соотношения между группами населения в различных странах (группах стран).

Таблица 1

Структура населения некоторых стран мира по основным возрастным группам, млн чел.

Страна Группа от 0 до 14 лет Группа от 65 лет и старше Население - всего
Бразилия     196,7
Канада     34,5
Мексика     114,8
США     311,7
Великобритания     62,7
Венгрии     10,0
Италия     60,8
Польша     38,2
Россия     142,8
Франция     63,3
Израиль     7,9
Индия     1241,3
Южная Корея     49,0
Турция     74,0
Япония     128,1
Египет     82,6
Австралия     22,7

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика населения мира»; «Особенности размещения населения»; «Особенности структуры и географии мировых миграционных процессов»; «Этническое разнообразие мира»; «Различия в поло-возрастной структуре мировых макрорегионов»; «Современные процессы урбанизации».

II. План семинарского занятия (2 часа)

1. Демографическая ситуация в мире: понятия, показатели, динамика населения и основные особенности расселения по планете.

2. Естественное и механическое движение населения.

3. Мировой процесс урбанизации.

4. Состояние рабочей силы, положение на рынке труда, производи­тельность труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: