УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий
Дисциплина: "Экономическая география и регионалистика мира"
Специальность: 036401.65 "Таможенное дело"
Квалификация выпускника: специалист
Ростов-на-Дону
Автор:
Ю.Н. Меринов, доцент кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат географических наук, доцент;
Ю.Ю. Меринова, преподаватель кафедры социально-экономической географии и природопользования ЮФУ
Ответственный за выпуск:
А.А. Гильяно, заведующий кафедрой международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук
Рецензенты:
Р.Ю. Симионов, декан экономического факультета
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук, доцент;
М.И. Кизицкий, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования ЮФУ, кандидат географических наук, доцент
©Российская таможенная академия,
Ростовский филиал, 2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Модуль 1. География мирового хозяйства
Тема 1.1. Предмет, задачи и основные понятия курса
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определение следующих понятий: социально-экономическая география, территориальная организация общества, методология, методы, модели, регион.
2. Построить схему взаимосвязанности курса «Экономическая география и регионалистика» с другими предметами, читаемыми на специальности.
3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «История развития социально-экономической географии»; «Становление регионалистики»; «Методы экономико-географических исследований»; «Примеры моделирования в региональной экономике».
II. План семинарского занятия (1 час)
1. Структура предмета «Экономическая география и регионалистика».
2. Задачи и основные понятия курса.
3. Методы регионального анализа.
4. Моделирование в региональной экономике.
III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
И подготовке к семинарскому занятию
При изучении данной темы обратить особое внимание на теоретические разработки в научной и учебной литературе. Провести сравнительный анализ научных взглядов на структуру изучаемого предмета и определение «регионалистики», трактуемое разными авторами.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Меринов, Ю. Н. Экономическая география и регионалистика: курс лекций / Ю. Н. Меринов. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010.
2. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.
Дополнительная литература
1. Ананьев, Е. И. Социально-экономическая география: курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.
2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.
3. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.
4. Максаковский, В. П. География. Экономическая и социальная география мира / В. П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2009. -. 201 с.
5. Россия и страны мира. 2010. Статистический сборник / пред. редколлегии А. Л. Кевеш. – М.: Росстат, 2010. – 372 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В какой период происходило становление мирового аграрного хозяйства?
2. В какой период происходило становление мирового промышленного производства?
3. Что собой представляет постиндустриальная эпоха?
4. Каковы основные методы оценки социально-экономического потенциала территории?
5. Основные закономерности территориальной организации общества?
6. В чём особенности географической истории человечества?
7. Привести примеры моделирования в экономической географии и региональной экономике?