В зависимости от основного назначения уровень организации анализируемого курса может варьироваться в соответствии со значениями ситуативных коэффициентов важности его характеристик или же уточняться с помощью более детализированного перечня частных показателей.
Значение показателя уровня организации курса рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл. 3.5.5, заполненной соответствующими значениями показателей и их коэффициентов важности.
Показатели уровня организации |
Характеристики курса |
1 Спецификация целей |
2"Способ систематизации информации (тезаурус, глоссарий, предметный указатель, …) 3 Адаптивность интерфейса |
5~ 7 |
Способ управления (программный, адаптивный,
самостоятельный, др…) ____________________
Способ планирования (календарный,
индивидуальный, самостоятельный,..) ________
Разнообразие учебных занятий (изучение теории, упражнения, “эксперименты на экране”, самотестирование, коллективное решения задач,
|
|
проектирование,..) ________________________
Организация итоговой аттестации ___________
Иные
Таблица 3.5.5
Важность Значения | |
W1 | K1 |
W2 | K2 |
W3 K3 | |
W4 | K4 |
W5 | K5 |
W6 | K6 |
W7 | K7 |
Данный подход, на наш взгляд, может быть взят за основу при оценке дидактической эффективности СУМИК (сетевых курсов).
В заключение необходимо сказать, что какой бы подход не использовался, при оценке качества необходимо учитывать, что СУМИК должен соответствовать общим дидактическим принципам обучения, и с этого, в принципе, надо начинать. Хотя все эти требования звучат не конструктивно, но о них надо помнить, хотя бы для того, чтобы отдать дань классической неконструктивной ортодоксальной педагогике.
Итак, СУМИК должен отвечать следующим дидактическим принципам:
Научности содержания; Доступности; Адаптивности; Связь с практикой; Сознательность; Самостоятельности; Наглядности; 8.Интерактивности;
9.Развития интеллектуального потенциала обучаемого. Кроме того, каждый разработанный СУМИК, который предполагается использовать в учебном процессе, должен отвечать принципам педагогической целесообразности, а именно: СУМИК должен быть наполнен содержанием, которое может быть усвоено только с помощью него.
Должна быть достигнута относительная эффективность (например,
время); Применение СУМИК должно обеспечить достижение учебных целей и
задач; Соответствия возрастным особенностям учащихся; Соответствовать гигиеническим требованиям и санитарным нормам
работы с вычислительной техникой; Индивидуализации обучения Учет психологических характеристик взаимодействия
|
|
Выводы
1. В связи с экспансией Интернет в сферу образования актуальным
становиться оценка качества сетевого обучения, а также разработка
методик такой оценки.
2. При оценке качества можно выделить несколько подходов априорную
оценку (сертификацию), экспериментальную и их комбинацию.
3. В качестве первого приближения при оценке качества обучения
можно принять методику, существо которой сводится к оценке
численных значений показателей качества сетевого курса экспертами
и вычисления интегрального показателя, представляющего собой
взвешенную сумму этих показателей.
Вопросы для самоконтроля рефлексии
1. Обоснуйте, почему в настоящее время актуальным становится оценка качества обучения с помощью сетевых курсов?
2. Что является программно-дидактической основой обучения в Интернет?
3. Проанализируйте параметры оценок СУМИК в Табл. 3.3.1 и 3.3.2. Отметьте их достоинства и недостатки. Дополните характеристики, если это целесообразно.
Перечислите классические дидактические принципы, которым должны соответствовать любой учебно-методический комплекс.
Литература
1. Основы сетевого обучения. Под ред. Л.Г. Титарева-М.: МЭСИ 2001
2. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. -М.: РАО,1999.
3. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических
исследованиях.-М.:Педагогика,1989.-115с.
4. Педагогический эксперимент-основной метод педагогических исследований. Под ред. Беляевой А.П. СП-б: НИИ Профтехобразования 1992. -48с.
5. Введение в сетевое обучение М.: МЭСИ, 2001(электронное издание, опубликованное в WeCT)