Эмпирическое направление возникло в 20 – 40 гг. ХХ ст. Эмпирическое направление характеризуется установкой на поиск общих для природы и общества законов развития, использованием точных эмпирических методов и стремлением к ценностной нейтральности выводов. Представители эмпирической социологии: Г. Блумер, Р. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий, У. Самнер, У. Огборн и др. [3, с. 181].
В рамках эмпирической социологии сложились следующие школы: Чикагская школа (Р. Парк, Э. Берджес, У. Томас, Ф. Знанецкий); Колумбийская школа (Р. Мертон, П. Лазарсфельд); Гарвардская школа
(Э. Мэйо, П. Сорокин); Немецкая школа (Х. Шельский, А. Адлер) [1, с. 40].
Наиболее влиятельной была Чикагская школа. Её основателем считают Р. Парка (1864 – 1944). Эта школа способствовала усовершенствованию методологии социологических исследований. Например, учёные Чикагской школы создали исследовательскую программу по изучению локальных сообществ в г. Чикаго [3, с. 180].
Особенностями Чикагской школы являются:
– комбинирование этнографических и количественных методов в исследованиях;
|
|
– объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде;
– исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях;
– приоритет качественных методов в исследованиях [1, с. 41].
В рамках Чикагской школы были созданы основы урбанистической концепции, социальной экологии. Чикагская школа оказала значительное влияние на всё развитие эмпирической социологии.