| Название работы | Год создания |
| «Пуританизм, пиетизм и наука» | |
| «Социальная теория и социальная структура» | 1957 – 1968 |
| «О теоретической социологии» | |
| «Социология науки» | |
| «Структурный анализ в социологии» | |
| «Походы к изучению социальной структуры» |
Функционализм был попыткой объяснить социальную организацию и поведение с независимой точки зрения наблюдателя. В целом, структурно-функциональный анализ рассматривал общество как стабильную систему, поэтому, в кон. 50-х – сер. 60-х гг. ХХ ст. это направление подверглось критике, как неспособное адекватно анализировать конфликтные состояния в обществе [6].
Предтечей концепции символического интеракционизма считается Чарльз Хортон Кули, основные её теоретические положения сформулировал Д. Мид.
Джордж Мид (1863 – 1931) классифицировал свою научную позицию как «социальный бихевиоризм», исследовал общение на микроуровне и его воздействие на формирование структуры личности, связь между языком, коммуникативной деятельностью и формированием идентичности (самости). Д. Мид написал мало работ, основные его идеи содержатся в книге «Разум, Я и Общество» (1934 г.), а также в посмертно опубликованных записях лекций [3, с. 244].
Согласно концепции Д. Мида, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым он относил жест и язык. «Символическое окружение», по мнению Д. Мида, оказывает решающее значение на формирование сознания личности и человеческого «Я». Человеческие действия изначально носят социальный характер, поэтому, объяснить поведение людей можно только в терминах поведения организованной группы. То, как индивид воспринимает окружающую действительность, обусловливается его опытом общения с другими людьми. Формирование личности происходит путём принятия роли других людей («обобщённого другого»). Поэтому поведение человека можно представить в виде определённого набора социально-типичных шаблонов поведения – ролей, которые человек играет в обществе [3, с. 245; 9, с. 4].
Ролевая концепция личности Д. Мида оказала значительное влияние на развитие социологии и психологии.






