Название произведения | Год издания |
«Структурная антропология» | |
«Структурная антропология - 2» | |
«Структура мифов» | |
«Колдун и его магия» | |
«От мёда к пеплу» | |
«Происхождение застольных обычаев» | |
«Человек голый» | |
«Путь масок» | |
«Раса и история» |
*Интересный факт (к сведению студентов): В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается). Учёный скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. Ему принадлежат афоризмы: «XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет вовсе» и «Учёный – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» [11].
М. Фуко (1926 – 1984) изучал глубинные конфигурации языка различных эпох, анализировал в синхронном разрезе области языкознания, биологии и политической экономии. Основной задачей учёного М. Фуко считал коренное переосмысление проблемы взаимных отношений элементов системы: «субъект – познание – мир». Исследуя в обществе и языке такие феномены, как образование медицинских и психиатрических понятий (например, нормальности и безумия), М. Фуко приходит к выводу, что необходим собственный метод постижения мира – «археология», которая способна выяснить условия происхождения и существования различных феноменов человеческой культуры [4, с. 1175]. Пользуясь этим «методом», учёный анализирует следующие феномены: медицину, понятие сексуальности в обществе, феномен власти, тюрьмы и т.д.
|
|
Таблица 2.14
Некоторые произведения М. Фуко
Название произведения | Год издания |
«Рождение клиники: археология взгляда медика» | |
«Археология знания» | |
«Слова и вещи: археология гуманитарных наук» | |
«Порядок речи» | |
«Игра власти» | |
«Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» | |
«Запад и истина секса» |
Таким образом, доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа и ориентация на семиотику, изучающую внутреннее строение языка [4, с. 1098].