Этнометодология

Основателем этнометодологии является Гарольд (Харольд) Гарфинкель (род. 1917), он изложил свои взгляды в сборнике эссе «Исследования по этнометодологии» (1967 г.). Между 1946 и 1952 гг. Г. Гарфинкель обучался на кафедре социальных отношений в Гарварде под руководством Т. Парсонса. Однако в то время как Парсонс подчеркивал важность абстрактных теоретических исследований, Г. Гарфинкель больше тяготел к эмпирическим исследованиям, особенно социальным взаимодействиям, которые не осознаются самими участниками.

С точки зрения этнометодологии Г. Гарфинкеля, социология призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе весьма важной сферой повседневной деятельности людей. Все люди в обществе, по Г. Гарфинкелю, являются социологами, ибо, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

Сторонники этнометодологии, как научного направления (А. Сикурель, Х. Сакс), попытались выработать методы для выяснения того, какие правила используют люди при осмыслении поведения других людей и для того, чтобы сделать свое собственное поведение понятным другим. Речь шла не о том, что регулирует социальные действия, а о правилах, используемых для установления того, каково значение действий в конкретной ситуации. Такое правило составляет социальное действие как таковое [6].

Вслед за А. Шютцем Г. Гарфинкель стремился построить основы для интерпретативной социологии деятельности. Эта дисциплина должна была установить, каковы мотивы в сознании и в опыте, приводящие к инвариантным, универсальным структурам жизненного мира. Социальная действительность воспринималась Гарфинкелем как то, что порождается по ходу взаимодействия участников в привязке к конкретному месту действий. Цель же этнометодологического описания – в выяснении того, как происходит это порождение: каковы механизмы в деталях. Например, чт о именно в поведении и в окружении данного человека заставляет нас воспринимать его как женщину или как мужчину, в рамках биологического статуса; чт о именно в нашей манере держаться перед аудиторией позволяет интерпретировать это поведение как «чтение лекции» и т. д. [11].

В современности этнометодологические исследования обладают большим разнообразием форм: последовательный анализ беседы; исследование социальных методов классификации (анализ категории членства); исследования параметров настройки рабочего места и действий (исследования работы) и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: