double arrow

Феноменология


Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гурсель (1859 – 1938), который, с одной стороны, рассматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на личность, вызывая у неё «поток сознания»; с другой стороны, лозунг Э. Гурселя «Назад к самим предметам!» означал отделение сознания личности от предметного мира. Такое «чистое» сознание создаёт с предметами смысловое поле. Познание предметного мира направлено не на восприятие свойств и функций познаваемого объекта, а на сам процесс восприятия. Отсюда следует, что для исследователя не имеет значения, существует ли мир реально, главное, что субъект (человек) ощущает. Такой метод познания Э. Гурсель называл «методологической редукцией» [12, с. 34].

Его последователи в социологии Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927) написали трактат по социологии знания «Социальное конструирование реальности» (1966). Общество, по Бергеру и Лукману, включает два основных момента: существует как субъективная и объективная реальность. Общество – непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реальность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения, которое его создаёт впервые, оно субъективно, для следующего – уже объективно. Важно понятие роли, так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации – интернализация. Человек – социальный продукт; общество – это объективная реальность и человеческий продукт.

Представителем феноменологии является также австрийский социолог Альфред Шюц (1899 – 1959). В своих работах он опирался на философию
Э. Гурселя. В рассуждениях А. Шюц отталкивался от понятия личности. Видение мира каждым индивидом определяется его рождением, развитием, религиозными, идеологическими, культурными воздействиями («биографической ситуацией»). Биографическая ситуация создаётся и окружающим миром и человеком одновременно, т.е. сочетает субъективное и объективное. Биографическая ситуация является источником перспектив развития личности. Повседневное мышление, по А. Шюцу, гармонизирует индивидуальные биологические ситуации и перспективы развития личности путём идеализаций. Эти идеализации формируют представления о мире, которые становятся общими и воспринимаются как объективный мир. Это и есть мир повседневной жизни, поток феноменов [12, с. 35]. Главной задачей социологии является открытие общих принципов организации повседневной жизни.

Достижением феноменологической социологии было её обращение к анализу свойств обыденного мышления и деятельности. Именно А. Шюц показал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности. Повседневность – одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности [3, с. 253].

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: