Культура как система ценностей и норм

1. Культура как социальное явление. Социальные свойства и функции культуры.

2. Культурные парадигмы и их содержание.

3. Основные структурные элементы культуры: язык, ценности, нормы, традиции, обычаи и т.д.

4. Специфика отдельных культур. Белорусская культура и её особенности.

5. Культурное развитие.

1. Культура как социальное явление. Социальные свойства
и функции культуры

Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Культуру с социологической точки зрения изучали: Э. Дюркгейм,
М. Вебер, П.Сорокин, Р. Мертон, А. Шюц, П. Бурдье, Э. Гидденс и др. Все они признают, что культура объединят людей в сообщества и в то же время является решающим элементом, объясняющим своеобразие исторических судеб того или иного сообщества.

Культура – это важнейшая субстанция социальной жизни, а социальная реальность – это социокультурная реальность. Слово «культура» в лат. языке (cultura) означает «возделывание», «облагораживание» земли, поэтому закономерно, что изучение соотношений культуры и природы – один из аспектов социологического анализа. Говоря о культуре, мы имеем в виду те элементы, которые качественно отличают её от природы: Это феномены, возникающие только в обществе (орудия труда, спортивные состязания, наука, религиозные обряды). К явлениям культуры относят такие качества людей, которые не наследуются генетически и не регулируются инстинктами (долг, честь, стыд, совесть) [1, с. 331].

Американский социолог Дж. Мердок изучил более 600 культур и пришел к выводу, что существуют культурные универсалии (т.е. элементы, характерные всем культурам). Он выделил примерно 70 таких культурных универсалий, к ним он отнёс: государство, науку, право собственности, национальный язык, толкование снов, гадания и т.д.

Причины существования культурных универсалий:

1) различные культуры адаптируются к природе, культура представляет символическую форму адаптации к природе (религия);

2) психофизическая природа человека одинакова во всех культурах (брак);

3) необходимость поддерживать исходные условия существования сообщества (запрет убийств, лжи).

Дж. Мердок пришёл к выводу, что культуры разных народов подобны между собой, так как внешняя природа едина (планета Земля), человечество представляет один биологический род, существуют единые принципы взаимодействия людей с себе подобными. Различия межу культурами мира существуют, т.к. различны природные условия существования и имеет место социальное творчество отдельных человеческих сообществ [1, с. 334].

Социологи различают понятия «культура» и «цивилизация». Слово цивилизация (от лат. civilis)– гражданский, государственный. Впервые этот термин был употреблён в работе Мирабо «Друг людей или трактат о народонаселении» [6, с. 305]. Однозначной трактовки этого термина не существует. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле – только материальную культуру [6, с. 306]. Считается, что цивилизация возникает в том случае, когда люди начинают жить благодаря культуре, собственным человеческим изобретениям, а не благодаря природе [1, с. 335]. Учёный Л. Морган выделял 3 ступени развития человечества: дикость, варварство, цивилизацию. Многие учёные пытались определить соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация». Например, О. Шпенглер понимал цивилизацию как совокупность технико-механических факторов, противопоставлял её культуре как царству органически-жизненного. По его мнению, цивилизация – это заключительный этап культуры, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы и искусства [6, с. 308]. Альфред Вебер (1868 – 1958), младший брат Макса Вебера, рассматривал цивилизацию и культуру не как два самостоятельных аспекта истории, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Цивилизация, по его мнению, это обозначение определённой ступени развития общества. Под понятием культура он понимал качественную сторону цивилизации [6, с. 309].

Вне зависимости от понимания терминов «культура» и «цивилизация», все социологи сходятся во мнении, что культура является важным элементом социокультурной системы. Культура выполняет следующие функции относительно общества:

– интегративная функция культуры (единые стандарты, нормы, ценности, традиции делают возможным объединение людей на огромных территориях);

– регулятивная социальная функция культуры (культура – это нормативная система, это то, что считается разумным, ценным, обоснованным в данном обществе);

– познавательная функция культуры (с помощью культуры индивид осуществляет самопознание и познание общества);

– функция воспроизводства социальных норм и ценностей (нормативная система воспроизводится в обществе благодаря передаче социального опыта следующим поколениям в рамках культуры);

– человекотворческая функция культуры (культура является средой обитания человека; индивид, выросший вне культуры, утрачивает социальные черты).

Таким образом, культура функционирует как социальное явление. В социокультурном процессе существуют две тенденции:

1) тенденция к устойчивости, сохранению культуры;

2) тенденция к изменениям в культуре [1, с. 418].

Социологи анализируют эти тенденции, используя следующие понятия:

Этноцентризм – это тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной (наиболее правильной).

Народы, у которых развит этноцентризм, исторически устойчивы. Однако это явление имеет деструктивные формы:

1) ксенофобия (страх и неприязнь по отношению к чужим обычаям);

2) шовинизм (признание превосходства своей культуры перед другими).

Этноцентризм – явление неизбежное, но его формы влияют на судьбу конкретной данной культуры, народа, социальной общности [1, с. 421].

Культурный релятивизм – соотнесение образцов поведения, нравов, присущих тому или иному народу, с типом культуры, её внутренней логикой. Культурный релятивизм имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, он помогает понять представителей другой, непохожей культуры, но, с другой стороны, излишнее заимствование образцов чужой культуры может привести к утрате культурной самоидентификации [1, с. 422].

Культурная сомоидентификация – соотнесение человека с определённой культурой, его принадлежность к этой культуре и осознание этого факта.

Считается, что культура жизнеспособна, если обладает определённым иммунитетом к чуждым ей образцам (т.е. если их отторгает). Социокультурный иммунитет – это сопротивление культуры внутренне чуждым ей элементам. Он может проявляться в латентных (скрытых) и явных формах [1, с. 425].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: