Кто является главным звеном любой организации, без которого она не может существовать?

РАБОТА С ТЕКСТОМ

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок из социологического текста*. Ответьте на вопросы в конце:

«В период революций происходит взлет наверх "нового класса" номенклатур. Одновременно идут процессы маргинализации общества под влиянием НТР. Падение социального статуса старых профессий, исчезновение части из них, разорение мелкой и средней буржуазии приводит к размыванию старых социокультурных ценностей и норм, доходов, ранее сплачивавших эти слои, их устойчивое положение в социальной структуре. Опускание вниз социальной группы может быть временным (военные, служащие государства), но может приобрести устойчивый характер (учёные, преподаватели, работники культуры). Со сменой идеологических ориентиров, ценностей, норм, происходят социальные перемещения по социальной лестнице вверх и вниз, открывается путь наверх, легитимируются слои, которые раньше по престижу были внизу (охранники, обслуга кабаре, проститутки, торговцы, парикмахеры, бармены). В России идёт мощное возвышение класса предпринимателей-финансистов. В стабильном обществе социальные перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. Но водораздел между стратами преодолевается нелегко. Все общества стратифицированы, это означает, что существует сито, фильтры, которые позволяют либо затрудняют вертикальную мобильность. Роль "сита" выполняют социальные институты, которые регулируют движение по вертикали, и особенности субкультур, образа жизни каждого слоя, которые тестируют каждого претендента на соответствие нормам, стилям, соответствующей страты. Институты образования выполняют роль социального лифта, политические партии формируют элиты, институт брака дает шанс подняться наверх. Но только освоение культурных образов позволяет ограниченно вписаться в социокультурную среду конкретной страты. Маргинал – это человек, находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал – человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты. Особое внимание социологов вызывают социальные общности, члены которых живут как бы в двух и более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них. Такое состояние социологи называют "маргинальностью" (от лат. marginalis – находящийся на краю, margo – край), а группы и их членов – маргинальными группами и маргинальными личностями. Основная предпосылка маргинальности – "одиночество", утрата связей с иными общностями или индивидуальными субъектами. Это пограничное, промежуточное состояние по отношению к социальным общностям (национальным, классовым, профессиональным, культурным) формирует типологические группы со своими признаками, которые могут осознаваться, так сказать, изнутри. Явление маргинальности противоречиво. С одной стороны, это разрушение социальности, деградация, депрофессионализация, дезорганизованность. Но всякое движение по пути формирования новых общественных структур, общностей тоже связано с маргинальностью. Значит, с другой стороны, это механизм и одно из слагаемых прогресса общества. Но нам важно подчеркнуть, что маргинальные группы приобретают состояние устойчивости, групповой стабильности, формируют специфический нравственный кодекс, особый стиль жизни. Это отнюдь не прогрессивная тенденция. Маргинал, компенсируя свое промежуточное положение, способен носить маску и принимать облик представителя той или иной нации, культуры или религии. Не имея собственных данных ценностей жизни и культуры, маргиналы имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его, ибо в сущности не обладают его внутренним потенциалом. Находясь в обществе, они пребывают фактически вне его, вне социальных связей и процессов. У маргинальных групп это выражается в состоянии и чувстве потерянности, претенциозности, отчаяния и цини з ма.»

*Радаев, В.В. Социальная стратификация: учеб. пособие для вузов / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан; Ин-т "Открытое общество". – М.: Аспект Пресс, 1996. – 318 с. // материалы Интернета, см.: http://www.ckct.org.ru/study/soc/soc19.shtml

Вопросы:

1. В какой период в жизни общества, по мнению автора, социальные институты перестают выполнять роль «социального фильтра»?

2. Что такое маргинальность? Каких людей называют маргиналами?

3. Какие функции социальных институтов называет автор отрывка?

4. Расшифруйте функцию «социального лифта», выполняемую социальным институтом образования?

5. Какие тенденции в современном обществе заметил социолог?

2. Прочитайте и проанализируйте отрывок из социологического текста*. Ответьте на вопросы в конце:

«…Что мы подразумеваем под устойчивостью институционального комплекса? Во-первых, конечно, стабильность самих нормативных стандартов. Один термин «норма», по-видимому, слишком узок, особенно если он приравнивается к термину «правило», так как он предполагает такой уровень простоты, который допускает описание в одном утверждении, а это заведомо неверно для случаев собственности или контакта. Во-вторых, стабильность предполагает минимальный уровень связанности действующих единиц определёнными внутренними обязательствами, т.е. их предрасположенности к действию в соответствии с определёнными внутренними обязательствами, т.е. их предрасположенности к действию в соответствии с определёнными ожиданиями, а не к уклонению или сопротивлению им, и к применению соответствующих санкций, позитивных или негативных, и к другим единицам в связи с их ожидаемым действием, уклонением или сопротивлением. В-третьих, институциализация предполагает принятие эмпирического и одинаково понимаемого «определения ситуации» в смысле понимания того, чем является система соотнесения; это определение ситуации может быть настолько идеологически искажённым, что всякое функционирование становится невозможным.

Наконец, институциализация означает некоторый порядок интеграции частного нормативного комплекса в более общий комплекс, управляющий системой в целом на нормативном уровне.»

*Парсонс, Т. Функциональная теория измерения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. – Москва, 1996. – С. 482.

Вопросы:

1. Какие характерные черты институциализации отмечены в отрывке текста?

2. Кто такой Т. Парсонс? К какому направлению в социологии он относиться?

3. Как Вы думаете, что подразумевает автор под «стабильностью социальных стандартов»?

4. Какие виды санкций по поддержанию нормативного порядка называет Т. Парсонс в тексте?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Подготовьте сообщение на тему «Специфика функционирования социальных институтов в Республике Беларусь». Используйте при подготовке знания и литературу по другим учебным дисциплинам (политологии, идеологии белорусского государства и др.).

ТЕМЫ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ И ДОКЛАДОВ

1. Дисфункции социальных институтов.

2. Социальные последствия (эффекты) институционализации.

3. «Социальные лифты» в современном обществе.

4. Источники кризиса социальных институтов.

5. Семья как один из основных социальных институтов.

6. Государство как один из основных социальных институтов.

Рекомендуемая при подготовке докладов и рефератов литература:

1. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с. (С. 513 – 533).

2. Тощенко, Ж.Г. Социология. Общий курс. – 2-е изд. / Ж.Г. Тощенко. – М.: «Прометей», «Юрайт», 1999. – 512 с.

3. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков,
А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с. (С. 451 – 510).

4. Шавель, С.А. Социальный порядок как объект социологического исследования / С.А. Шавель // Социология. – 2007. – № 1. – С. 55 – 69.

5. Сивуха, С.В. Социальная сеть общественных организаций как форма социального капитала / С.В. Сивуха // Социология. – 2003. – № 4. – С. 52 – 63.

6. Семья в современном мире: материалы Междунар. конф. 8 апреля 2010 года, г. Минск. – Минск: Право и экономика, 2010. – 185 с.

7. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 455 с.


МОДУЛЬ 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: