Общество и каждая функционирующая в нём организация представляют собой управляемые системы.
Социальное управление изучали исследователи: Ф.У. Тейлор,
А. Файоль, М. Вебер, П. Блау, Р. Блейк, Г. Эмерсон, Г. Форд, П. Друкер и др. [6, с. 485].
Социальное управление – это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения нормального его функционирования, совершенствования и развития. В качестве управляемого объекта может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономическая, политическая, духовная и т.д., либо его звенья (предприятия, фирмы, организации, банки и т.д.) [6, с. 465].
У социального управления есть определённые цели и задачи.
Цели социального управления:
· обеспечение функционирования общества и его подсистем;
· сохранение целостности общества;
· совершенствование и развитие общества.
Задачи управления:
· определение цели;
· формирование корпоративной культуры;
|
|
· мотивация персонала к достижению цели;
· формирование в управляемой организации организационного порядка;
· разработка и осуществление технологии изменений;
· диагностика управляемости;
· реализация управленческих решений [6, с. 469].
Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами.
Принципы социального управления:
· принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления;
· принцип государственной законности;
· принцип обеспечения внутренней правовой регламентации;
· принцип найма руководителя;
· принцип единства специализации и унификации процессов управления;
· принцип многовариантности управленческих решений;
· принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде;
· принцип мобильности процесса управления;
· принцип автоматизации управления;
· принцип единства руководства [6, с. 466 – 467].
Двумя исходными компонентами управленческой структуры является объект и субъект управления.
Субъект управления – это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение её нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.
Объект управления – это социальная система (страна, регион, область, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью её совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели.
|
|
Виды объектов управления:
· производственные;
· социальные;
· политические;
· культурные и т.д. [6, с. 468].
В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы: уровни (ступени), звенья управления и связи (горизонтальные и вертикальные).
Т. Парсонс выделил три уровня управления:
· низовое звено (действует на техническом уровне);
· управленческое звено (согласовывает действия внутри организации, т.е. управленческий уровень);
· руководство высшего звена (институциональный уровень, например, на уровне государства).
В структуре управления выделяют два типа связей: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи характеризуются иерархической соподчинённостью (низовое звено подчинено вышестоящему), а горизонтальные связи представляют один уровень управления (например, на одном предприятии несколько производственных отделов) [6, с. 474].
Для чего же в обществе и общественных организациях необходимо управление? Ответ на этот вопрос наиболее чётко прослеживается в функциях, выполняемых социальным управлением.
Функции управления:
· функция целеполагания и целедостижения;
· административная функция;
· информационно-аналитическая функция;
· социальная функция;
· функция прогнозирования;
· мотивационно-стимулирующая функция;
· функция корректирующей деятельности;
· функция удержания отклонений в функционировании системы в определённых пределах;
· осуществление контроля;
· создание благоприятного климата для работы;
· обеспечение целостности системы;
· повышение качества и эффективности служебной деятельности [6, с. 479 – 481].
Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Всякий процесс управления носит циклический характер. Этот процесс, взятый в единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата [6, с. 482].
Рекомендации социологов по организации управленческой деятельности сосредотачивают внимание на управлении людьми, на мотивации их сознательной и целеустремлённой творческой деятельности в интересах не только развития производства, но и в интересах развития человека.
Конспект учебного материала составлен на основе литературы:
1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.
2. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.
3. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов /
А.И. Кравченко. – М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999 – 382 с.
4. Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.
5. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 272 с.
6. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.
7. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ