дошкольного образования

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

дошкольного образования

_____ Г.Н. Казаручик

Вопросы к экзамену по дисциплине: «Педагогика»

для студентов 1 курса заочной формы получения образования специальности «Социальная работа «социально-педагогическая деятельность» и «Социальная работа «социально-психологическая деятельность»

1. Возникновение и развитие педагогики как науки.

2. Объект, предмет, задачи, функции педагогики.

3. Система образования Республики Беларусь.

4. Тенденции развития системы образования.

5. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат. Функции образования, модели реализации.

6. Понятие «образовательная парадигма». Характеристика основных образовательных парадигм.

7. Сущность профессии педагога, её особенности, функции.

8. Понятия «профессиограмма педагога», «педагогическая компетентность», «педагогические способности». Характеристика основных педагогических умений и способностей.

9. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.

10. Виды педагогической деятельности.

11. Понятие «методология педагогики». Основные методологические положения педагогической науки.

12. Педагогическое исследование, его структура и логика.

13. Эмпирические методы педагогических исследований.

14. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.

15. Методы социометрии.

16. Теоретические методы исследования.

17. Защита прав и достоинств ребенка. Характеристика основных международных и национальных документов.

18. Развитие личности как педагогическая проблема, общие закономерности развития личности.

19. Основные концепции (теории) развития личности.

20. Факторы развития личности.

21. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.

22. Понятие цели образования. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования.

23. Образование как целостный педагогический процесс (характеристика, структура, функции).

24. Закономерности педагогического процесса.

25. Принципы педагогического процесса.

26. Дидактика как педагогическая теория обучения и образования (объект, предмет, задачи, функции, основные категории).

27. Содержание образования, его структура. Теории формирования содержания образования.

28. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях (образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия).

29. Тенденции и пути совершенствования современного содержания образования в Республике Беларусь.

30. Обучение как способ организации педагогического процесса.

31. Виды обучения и их характеристика (догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, развивающее).

32. Закономерности и принципы процесса обучения.

33. Общее понятие о методах, приемах, средствах обучения.

34. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

35. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

36. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

37. Понятие о формах организации процесса обучения.

38. Характеристика классно-урочной системы.

39. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации.

40. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.

41. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Особенности воспитательного процесса.

42. Условия, факторы и движущие силы процесса воспитания.

43. Закономерности и принципы процесса воспитания.

44. Понятие о методах, приемах, средствах воспитания.

45. Методы формирования сознания личности.

46. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.

47. Методы стимулирования деятельности и отношений.

48. Понятие «форма воспитательного процесса», их классификации.

49. Классный час как одна из форм воспитательной работы: сущность, функции, формы классного часа.

50. Понятие «базовая культура личности». Основные компоненты базовой культуры личности учащегося.

51. Нравственная и эстетическая культура личности.

52. Воспитание гражданской культуры личности.

53. Воспитательные идеи белорусской народной педагогики.

54. Методы, средства и принципы воспитания в белорусской народной педагогике.

55. Понятие воспитательного коллектива, динамика и этапы его становления.

56. Понятие «семейное воспитание». Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.

57. Условия успешного семейного воспитания ребенка.

58. Педагогика сотрудничества и её принципы.

59. Технология авторских школ: школа-коммуна (А.С. Макаренко), школа самоопределения (А.Н. Тубельский); гуманистическая воспитательная система школы (В.А. Караковский).

60. Альтернативные педагогические технологии в зарубежной школе (вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология французских мастерских, технология саморазвития М. Монтессори, технология свободного труда С. Френе и др.).

Заведующий кафедрой

дошкольного образования Г.Н. Казаручик

Доцент кафедры

дошкольного образования Т.В. Александрович

Дата утверждения, протокол №


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: