Общество как объект познания. Типологии и эволюция обществ: К. Маркс, Д. Белл. Т. Парсонс: концепции общества

(Осипов 103-106)Нет про Маркса и прочих

Вся история социологической мысли – это история поисков научных подходов и методов построения тории общества, отражающие действительные реалии социальной жизни.

Согласно принятому нами теоретическому подходу, общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. (Осипов)

От Юли

Общество по Марксу.

Ключевое понятие: общественно-экономическая формация - конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства и системой производственно-экономических отношений, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Та или иная о-э формация может объединять общества, находящиеся на разных уровнях развития и в разной степени выражающих ее признаки. Наиболее существенные признаки этих обществ едины, они развиваются по одним и тем же объективным законам. Смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием экономических факторов, с которыми связаны другие факторы данного процесса. Формации: 1)первобытно-общинная; 2) рабовладельческая формация; 3)феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая.

Д.Белл и А.Турен. Три типа обществ:

Доиндустриальное (традиционное общество) –с аграрным укладом, малоподвижными социальными структурами и основанном на традиции как способе социокультурной регуляции. Характерны: низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям, регламентируются нормы, социальные структуры, институты, обычаи, любое проявление свободы личности подавляется культурными и социальными институтами и властными структурами. (Пример по Беллу: все докапиталистические системы).

Индустриальное общество – определяется уровнем технического развития; сословные перегородки исчезают, начинает преобладать равенство возможностей, интенсивно развиваются обрабатывающая промышленность и банковское дело, господствующими силами являются промышленный и финансовый капитал. Производство продукции приобретает массовый и стандартизированный характер и ориентировано на рынок. Формируется система национальных государств. Быстрая урбанизация населения. Формирование массовой культуры.

Постиндустриальное общество. Основные ресурсы – знание и информация. Развивается производство, основанное на микроэлектронных и компьютерных технологиях. Изменяется структура хозяйства. Сокращаются масштабы производства в добывающих отраслях, металлургии и сельском хозяйстве. Растет сфера услуг. Обратный отток жителей из крупных городов, их рассредоточение в пригородах и сельской местности. Уменьшается численность пролетариата и возрастает число специалистов с высшим образованием и т.д.

В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.

Благодаря выделению этих четырех функций, оказалось возможным анализировать системы любого уровня в терминах функциональных подсистем. Так, на самом высоком уровне выделяется так называемая система человеческого действия - самоорганизующаяся система, специфика которой в отличие от системы физического или биологического действия, выражается в наличии, во-первых, символичности (язык, ценности и т.п.), а, во-вторых, нормативности, и, наконец, в иррациональности и независимости от условий среды. В этой системе человеческого действия Парсонс выделяет четыре подсистемы: организм - подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой; личность, обеспечивающая целедостижение; социальная система, которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов; культурная система (по существу, под этим термином надо иметь в виду этническую систему), которая содержит ценности, верования, знания и т.п.

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций: экономическую, призванную обеспечивать адаптацию системы к среде, политическую, назначение которой в достижении цели, социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания институциональных культурных (этнических) образцов (то есть не вся культура принадлежит социальной системе), которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка и сохранение состояния единства. Таким образом, каждая подсистема специализируется на выполнении какой-то функции, и результаты ее деятельности могут быть использованы другой, более широкой системой - по принципу матрешки. Причем каждая подсистема зависит от других подсистем; они обмениваются результатами своей деятельности.

Общество - это "тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности" [Пар10,c.100]. Самодостаточность Парсонс объясняет как функцию от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества со средой и от степени его внутренней интеграции. Она состоит в способности общества институционализировать какие-то элементы культуры, которые задаются извне - системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: