Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса

Как известно, в настоящее время в школе учатся совершенно иные учащиеся, чем в 90-е годы. Об этом говорят данные социологических опросов, говорящие об отношении молодежи к труду, учению, к стар­шим. Около 70% школьников не любят труда, не имеют навыков бере­жливости, их мотивационная сфера резко поляризована: потребите­льская мотивация значительно превышает созидательную мотивацию. Среди жизненных интересов и ценностей интерес к профессии старшие школьники ставят на четвертое место, учение в школе - на десятое. За последнее десятилетие (1985-1995) резко изменилось отношение моло­дежи к старшим: уважение к старшим как ценность переместилось с первых мест в конец списка жизненных ценностей. Большинство стар­шеклассников (78%) считают, что начавшиеся в России перемены либо ни к чему не привели, либо вызвали ухудшение дел и в стране, и в школе (кто виноват? Ясно, что не школьники). Конфликты с учителями теперь (1995 г.) возникают в три-четыре раза чаще, чем пять лет назад. На вопрос: “Стали ли человечнее отношение учителей с детьми?” - от­ветили “да” 18% опрошенных взрослого населения России, а “нет” - 52%. Психологи отмечают, что на каждом уроке возникает от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педаго­гов и детей (10).

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:

• И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;

• директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;

• химичка ругает меня за то, что я дружу с...;

• почему, если тебе не удается какой-нибудь предмет, учитель при­дирается ко всему. Например: “Было бы у тебя столько знаний, сколько одежды” Или: “Ты бы не волосы красила, а решала примеры”;

• учительница информатики заставила стереть помаду;

• учителя не дают высказывать свое личное мнение;

• на счет оценок! Если я не согласна с отметкой, которую мне выс­тавили за четверть, естественно, я начинаю отстаивать свое, то есть, например, мне поставили 3, а я уверенна, что знаю на 4. Совершенно не выслушивают, не хотят и не желают углубляться в этот вопрос. Учи­тель в какой-то степени психолог, так надо же не забывать это;

• физрук ударил Шурика;

• трудовик с неба берет оценки;

• учительница сказала, что тетрадь это лицо ученика, а раз в тет­ради есть пробелы, то значит и в голове то же самое.

Всякий раз, когда заходит разговор с учителями о трудностях ра­боты, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллега­ми, родителями, школьниками. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для совре­менной школы. В последние годы отношения между учениками и учи­телями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала кон­фликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отноше­ния влияют на характер отношений учителя и школьника при органи­зации групповых форм занятий. При этих формах работы происхо­дит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярно­сти учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учи­тель. Отношения учителя и учащегося преломляются через его отно­шения с другими учениками класса, определяют реакцию ученика на замечания, обращения к нему учителя.

Готовы ли учителя к работе в изменившихся условиях? Как пока­зывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. В наиболь­шей степени их беспокоит собственная неподготовленность к решению психологических задач, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией (10, с.64). Психологи отмечают, что “лишь у одного учителя из десяти дос­таточно развиты такие профессионально важные качества, как приста­льное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении (11, с. 23). В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: