Принцип мотивации

Мотивация присутствует во всех видах деятельности. В педагоги­ческом аспекте необходимо не только учитывать имеющийся уровень развития мотивационной сферы учащихся, но и решать задачу ее раз­вития. Принципом, регулирующим деятельность учителя в названном аспекте, является принцип мотивации. Этот принцип ориентирует учи­теля не только на то, что необходимо формировать и что для этого ну­жно делать, но и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности.

Какие закономерности лежат в основе принципа мотивации? При­нцип мотивации соответствует законам единства познания и оценоч­ной деятельности (единство знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта. Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе: отношения учаще­гося к знаниям, учению, труду, другим ценностям формируются не то­лько в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соот­ветствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для то­го, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономер­ности процесса обучения.

Закономерности процесса обучения, отражаемые принципом моти­вации:

• источником активности человека являются его потребности;

• в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство деятельности и мотивации;

• поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется мотивацией;

• формирование мотивационной сферы школьника и функциони­рование мотивационной стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной основой учебной деятель­ности.

Известно, что каждый принцип обучения регулирует разрешение конкретных педагогических противоречий. Назовем основные противо­речия, на разрешение которых нацеливает принцип мотивации:

• между потребностями и другими побуждениями человека и способами их удовлетворения;

• между имеющимся уровнем сформированности мотивационной сферы и требуемым;

• между актуальными и потенциальными состояниями мотивации.

Разрешение названных противоречий возможно при соблюдении определенных требований, правил и условий реализации данного при­нципа.

Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальных потребностей и связанных с ни­ми мотивациями - интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Рассматриваемый принцип предполагает формирова­ние у учащихся не отдельных мотивов (интересов), а формирование гармоничной мотивационной сферы, характеризующейся взаимосвя­занностью ее компонентов. В этом заключается первое требование принципа мотивации: необходимо формировать гармоничную моти­вационную сферу - в школьном возрасте ее основу составляет моти­вация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения). Это означает, что развитие и формирование мотивации учения и труда необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач процесса обучения.

Следующее требование принципа тесно связано с первым, выте­ка­ет из него. Целенаправленное формирование мотивации невозможно, если педагог не знает, насколько развито это свойство у каждого уча­щегося и всего класса в целом. Знание уровня развития мотивации по­зволяет учителю сориентироваться в педагогической ситуации и сде­лать правильный выбор цели ее развития. Второе требование принци­па, следовательно, заключается в том, что необходимо своевременное выявление сформированности мотивации учения и труда - системати­ческое определение уровня ее развития у большинства учащихся.

Третье требование принципа состоит в целесообразном отборе и применении на уроках средств побуждающего и формирующего воз­действия. Эти средства необходимо применять так, чтоб они способ­ствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обуче­ния, и за счет сочетания различных видов деятельности.

Четвертое требование учитывает закономерности и условия эф­фективного функционирования мотивационной структуры учебной де­ятельности учащихся: необходимо обеспечить динамику развития по­ложительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в со­ответствии со структурой мотивационной основы деятельности. Наз­ванная структура рассмотрена нами выше (см.: главу).

В пятом требовании принципа мотивации отражена необходи­мость анализа результатов деятельности педагога по формированию мотивационной сферы учащихся. Оно состоит в следующем: необхо­димо своевременно выявлять результаты применения педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся - анализиро­вать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие данной сферы.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо выполнять следу­ющие правила:

1. Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся. Постоян­но, на основе педагогической диагностики, анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации.

2. Формировать у учащихся интеллектуальную потребность, пот­ребности в познании, труде, познавательном общении, потребность в достижении и связанные с этими потребностями мотивации как компо­ненты целостной мотивационной сферы.

3. При определении целей уроков предусмотреть активизацию сос­тояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, ини­циативности, организованности, самостоятельности и т.п.

4. Соотносить цели развития мотивации с возможностями педаго­гических средств; применение любого педагогического средства долж­но быть целесообразным, своевременным и психологически оправдан­ным.

5. Взаимодействие учителя и учащихся осуществлять в соответст­вии со структурой мотивационной основы деятельности.

6. Анализировать свою деятельность, пользуясь специально раз­работанными методиками анализа и самоанализа педагогической дея­тельности.

Чтобы успешно применять принцип мотивации, как и любой дру­гой принцип дидактики, необходимо не только знать его основные по­ложения, но главное уметь применять его в практической деятель­ности, а для этого необходимо соблюдать ряд условий его реализации:

• знать и применять диагностические методики для выявления уров­ня развития мотивации учащихся;

• при выборе целей пользоваться для этого специально разрабо­танной номенклатурой целей;

• руководствоваться методическими рекомендациями по примене­нию средств побуждающего воздействия и анализа педагогической дея­тельности;

• иметь представление о мотивационной основе учебной деятель­ности учащегося;

• учитель должен научиться решать следующие вероятные педаго­гические задачи:

1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоя­щей деятельности; 3)актуализировать необходимые мотивационные со­стояния; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддержи­вающей у них уверенность в своих действиях; 7)оценивать процесс и ре­зультаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать пе­дагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заин­тересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, уче­нию, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотива­ции учащихся, ее основных признаков.

10.4. Взаимосвязь принципов дидактики. Все принципы связаны ме­жду собой и не могут применяться независимо один от другого. Нап­ример, принципы проблемности, научности, систематичности и досту­пности направлены на развитие интеллектуальной сферы, выражают необходимость систематического изучения знаний и применения их для решения задач практического характера. Поскольку в процессе учения устанавливается единство познавательных и мотивационных момен­тов, то и в деятельности педагога необходимо учитывать этот факт. Систематичность знаний связана не только с систематическим их пре­подаванием, но и с систематическим их изучением. Уровень проблем­ности или доступности не поднять, если не сформировать у учащихся стремления к знаниям. Принцип мотивации соответствует названным принципам в том, что он способствует развитию реальных учебно-поз­навательных возможностей учащихся, обуславливает развитие моти­вов осознания систематического изучения предмета, ответственного отношения к приобретению знаний и умений. Аналогично можно рас­смотреть и доказать взаимосвязь других принципов.

* * *

В теории и практике применения системы проблемно-развиваю­щего обучения в разных видах, системах и уровнях образования наме­тилось развитие отдельных ее положений и элементов. Специфика обу­чения в разных типах образовательных учреждений, требования про­фессионализации процесса обучения обусловили дифференциацию данной дидактической системы на ряд подсистем. К ним можно отнести:

• проблемно-диалоговое обучение;

• проблемно-задачное обучение;

• проблемно-алгоритмическое обучение;

• проблемно-контекстное обучение;

• проблемно-модульное обучение;

• проблемно-модельное обучение;

• проблемно- компьютерное обучение;

• проблемно-интерактивное обучение;

• эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности.

Добавим, что этих подсистем значительно больше: в каждой из них акцентируется какой-либо один из элементов или аспектов процес­са. Все эти виды обучения в наибольшей мере вобрало в себя проб­лемно-развивающее обучение.

Вопросы и задания

1. Попытайтесь охарактеризовать современный процесс обучения.

2. На чем основана теория проблемно-развивающего обучения?

3. Какая связь существует между понятием индивидуальности и це­лями обучения?

4. Дайте характеристику целям обучения в начальных, средних и старших классах.

5. Какие факторы влияют на уровень образования, получаемого учащимися в школе?

6. Дайте современную трактовку сущности содержания общего среднего образования.

7. Назовите основные принципы формирования содержания обра­зования.

8. Дайте характеристику государственных документов, в которых раскрывается содержание образования (учебный план, учебная прог­рамма, учебные пособия).

9. Охарактеризуйте государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования.

10. Посетите в школе 2-3 урока по предметам вашей будущей спе­циальности, проведите наблюдение и составьте подробные протоколы. Проанализируйте уроки с точки зрения дидактической и методической структуры.

11. Используя материал, полученный при выполнении десятого задания, назовите выбранные учителем методы обучения, определите, какие из них были доминирующими.

12. Просмотреть видеозапись урока и определить, какие принципы обучения были реализованы.

13. Каковы возможности проблемно-компьютерного обучения?

Использованная и рекомендуемая литература

1. Учебные пособия по педагогике:

1.1. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.

1.2. Педагогика школы. /Под ред. Г.И.Щукиной. - М., 1977.

1.3. Ильина Т.А. Педагогика. - М.,1984.

1.4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.,1990.

2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-иследо­вательской деятельности. - М., 1981.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразо­вательной школе. - М., 1985.

4. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда. - М., 1985.

5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - Калининград, 1989.

6. Изучение развития учащихся учителем. Под ред. М.В.Зверевой. - М., 1992.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче­нии. - М., 1972.

9. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

11. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перс­пективы. - М., 1986.

12. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

13. Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В.Д.Шадрикова. - М., 1990.

14. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в шко­ле.- М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: