double arrow

Институты

Особо важное место группы занимают в институци­ональной жизни. Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, симво­лов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетво­ряются основные жизненные и социальные потребно­сти. Каждый институт выстраивается вокруг стандарт­ного решения определенного набора проблем. Инсти­тут семьи строится вокруг проблем воспроизводства рода, социализации и материального обеспечения де­тей; экономические институты — производства и реа­лизации товаров и услуг; политические институты — защиты граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты — усиления социальной соли­дарности и согласия; институты образования — пере­дачи культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

Институт включает в себя как понятие культурных мо­делей (образцов), так и понятие социальной структуры.

Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культур­ными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни, и, во-вто­рых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реа­лизации ими этих решений. В этом смысле совокуп­ность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отно­шению к другим лицам (преподавателю, декану, асси­стенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых взаимодействуем друг с другом (играем роль) на осно­ве взаимопонимания (культурных моделей), определя­ющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

Институционализацияпроцесс, возникающий тогда, когда определенная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются осо­бые нормы поведения, готовятся кадры, выделяют­ся ресурсы.

Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключе­вых социальных потребностей, которые порождают про­цессы институционализации: потребность в коммуника­ции (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в рас­пределении благ (я привилегий); потребность в безопас­ности граждан, защите их жизни и благополучия; по­требность в поддержании системы неравенства (раз­мещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в соци­альном контроле за поведением членов общества (ре­лигия, мораль, право, пенитенциарная система).

Как пишут П. Бергер и Т. Лукман, всякая челове­ческая деятельность подвергается габитуализации, т.е. опривычиванию. Повторяемость структурирует дей­ствие на инвариантные моменты, которые становятся образцом, воспроизводимым затем с меньшими усили­ями. Это является основой процесса институционали­зации — возникновения социальных институтов.

Там, где опривыченные действия подвергаются ти­пизации, можно говорить о процессе институционали­зации. Институционализация представляет собой про­цесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения той или иной социальной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и эксперименталь­ного поведения поведением предсказуемым, которое ожидается, моделируется, регулируется. Институт за­крепляет те или иные действия и роли за определенны­ми индивидами и социальными группами. Например, институт права устанавливает правило, согласно кото­рому головы будут рубить определенным способом в определенных обстоятельствах и делать это будут опре­деленные типы людей (скажем, палачи, представители нечистой касты, девственницы определенного возраста или те, кто назначен жрецами)1.

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 92.

В процессе институционализации формируются ме­ханизмы социального контроля, которые являются неотъемлемым признаком института. Сначала возни­кает первичный социальный контроль, свидетельству­ющий о существовании института как такового. Сам процесс институционализации какой-то части челове­ческого поведения означает установление над ним со­циального контроля.

В процессе становления реальность институтов была почти виртуальной, мерцающей, легко изменяемой, те­перь же она становится объективной и очевидной. В со­циальный мир вносится принцип порядка. Отношения людей начинаются регулироваться правилами, что придает социальному миру элемент предсказуемости и рациональности. Социальные институты с этого мо­мента приобретают способность к трансляции накоп­ленных типизации социальных ролей новым поколени­ям. Таким образом, институты предстают перед инди­видом как объективные социальные факты. Он не мо­жет избавиться от них. Институты оказывают принудительное давление на индивида, обладают достаточ­ной косностью и стабильностью. Благодаря выработан­ным механизмам контроля, которыми располагают наи­более важные социальные институты, они доминируют над индивидами, регулируя их поведение. Возникая в процессе человеческой деятельности, институты при­обретают самостоятельное существование и начинают господствовать над человеком как объективные соци­альные факты. Над сложной сетью социальных взаимо­действий, ролей вырастает своеобразная институцио­нальная супер структур а, оказывающая обратное воз­действие на общество. Таким образом, социальный ин­ститут (включающий в себя нормы, ценности, обычаи и традиции, правила поведения, механизмы контроля и санкции и т.д.) интернализирует свое содержание в процессе социализации. Круг замыкается. Только с по­явлением механизма социального воспроизводства мож­но говорить об обществе как самодостаточной системе.

Современное общество характеризуется разраста­нием и усложнением системы институтов. С одной сто­роны, одна и та же базовая потребность может порож­дать существование полдюжины специальных инсти­тутов, а с другой — каждый институциональный комп­лекс, например семья, реализует гамму базовых по­требностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллек­тивной защите, в поддержании порядка и контроля (табл. 1).

Если обратиться к политическим институтам совре­менного общества, то можно выделить наряду с веду­щими институтами власти такие устойчивые (институ­циональные) практики, как демократические институ­ты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парла­ментаризма и т.д.

[Таблица 1 в приложенном файле table1.bmp в архиве – Allan Shade]

В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной вла­сти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвока­туры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов (на примере хри­стианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Внутри социального института родства наряду с ос­новными институтами семьи и брака развиваются не­главные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имянаречения и др.

Институты можно рассматривать как узловые пун­кты ценностно-нормативной структуры общества. Они выполняют важнейшую социальную функцию, которая сводится к установлению и сохранению социального порядка, интеграции и" слаженности общественного организма. Нормативная система представляет собой целостность, обладающую гибкостью, способностью адаптации и самосохранения. Некоторые нормативные системы обладают таким запасом прочности, что со­храняются веками и тысячелетиями, обеспечивая дли­тельное существование соответствующих цивилизаций.

Любой социальный институт представляет собой сложное переплетение норм и предписаний, обычаев и традиций, которое транслируется из поколения в поко­ление и несет в себе конкретное социально-историчес­кое содержание. Дж. Бернар и Л. Томпсон, например, под социальным институтом понимают нормативную фигуру, состоящую из обычаев, традиций, поведенчес­ких установок, регулятивных норм и законов.

Социальные функции права. В социальном инсти­туте можно выделить внешнюю форму проявления и внутреннее содержание. Внешне социальный институт представляет собой совокупность учреждений, финансовых и материальных средств, кадровых ресурсов. Внутренняя же сторона социальных институтов пред­стает как совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, ответственных за осуще­ствление определенных функций.

Праву свойственны все общие черты социальных ин­ститутов: наличие определенных функций, иерархии, нормативной стороны и культурно-идеологических сим­волов. Рассмотрим частные особенности права как со­циального института. Право — важнейший фактор со­циального порядка. Оно обеспечивает социальную ста­бильность, предохраняя индивидов и общество в целом от различных проявлений деструктивного и антисоци­ального поведения. Право выступает гарантом стабиль­ности и предсказуемости в общественных отношениях. Нормы права регулируют все важнейшие стороны об­щественной жизни, контролируют работу государствен­ных учреждений и организаций. Как нормативное об­разование право участвует в формировании структу­ры общества, контролируя пределы допустимого в де­ятельности индивидов и государства. Право является частью действующего в обществе социального контро­ля. Право тесно связано с политической жизнью обще­ства, выступая как инструмент политики. Наконец, право выступает составной частью ценностной систе­мы общества, отражая и воплощая ценности, харак­терные для этого общества.

Вопросы функционирования социального института права представляют большой интерес для изучающих право исследователей. Среди функций, выполняемых в обществе правом как социальным институтом, можно выделить следующие:

1. Интегративная функция. Она проявляется в том, что право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающего его порядка. С помощью правовых норм и соответ­ствующих санкций достигается превалирование в об­ществе тенденций к его сохранению и укреплению над тенденциями к разрушению и аномии. Обеспечи­вая наличие в обществе определенного необходимого уровня конформности, право способствует выжива­нию и адаптации общества как системы. Не случай­но право сравнивают с иммунной системой общества. Интегративную функцию права можно считать ос­новной его функцией, рассматривая все остальные как производные.

2. Регулятивная функция. Право регулирует все происходящие в обществе процессы, выполняя роль универсального социального регулятора. Оно четко предписывает каждому индивиду, организации, группе выполнять определенные обязанности, а также пользоваться определенными правами. Тем самым право стимулирует слаженное развитие социального организма, закрепляет существующие социальные отношения и способствует их совершенствованию.

3. Охранительная функция. С регулятивной функцией права тесно связана его охранительная функция, направленная на защиту индивидов, групп и организаций от возможных нарушений их прав и ущемления
интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправных. В законодательстве четко сформулированы при­
знаки таких действий, квалифицируемые как состав правонарушения, и соотнесены с определенными санкциями, выступающими в качестве наказаний. Помимо этого охранительная функция права проявляется в восстановлении нарушенного права, компенсации причиненного ущерба и реабилитации несправедливо обвиненных. К мерам такого порядка относятся отмена незаконного приговора, возмещение причиненного мате­риального и морального ущерба и т.п.

4. Коммуникативная функция. Она заключается в том, что право, как и все другие социальные институты, вписано в единое информационное пространство, каковым является общество. Все правовые документы, такие,
как законодательные акты, договоры, постановления судов, являются не только регуляторами социальных процессов, но и носителями очень важной для индивидов информации, сообщая им содержание их прав и обязанностей, доводя до их сведения требования, предъявляемые к ним со стороны государства и общества. Особенностью правовой информации является ее предписывающий характер. Своевременное узнавание и усвоение такой информации способствует успешному и безопасному социальному существованию индивидов, которые сами заинтересованы в правовых знаниях, поскольку незнание законов в любом обществе не освобождает от ответственности.

5. Социализирующая функция. Она является прямым продолжением интегративной функции. Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и оставалась стабильной, необходимо, чтобы подрастающее
поколение глубоко усвоило социальные ценности и нормы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка. Все существующие в обществе институты в той или иной мере помимо своих основных функций попутно участвуют в той или иной степени в социализации индивидов, способствуя их постепенному вовлечению в единый процесс социальной жизни.

В целом процесс социализации личности длится всю жизнь. Конечно, наиболее интенсивно он идет в детстве и юности, но и позже, в годы зрелости, индивид продол­жает испытывать на себе действие этого процесса. Сущность социализации заключается в постепенной ин-тернализации (усвоении) индивидом выработанных обществом ценностей и норм, а ее результатом является появление у него внутреннего императивного саморе­гулятора — совести, которая и без давления внешнего социального контроля, без угрозы санкций способна удерживать его от нежелательных для общества, по­тенциально дезинтегрирующих его действий.

Участие в процессе социализации личности представ­ляет собой одну из важнейших функций института пра­ва. Оно реализуется через правовое воспитание — осо­бую сферу воспитательного процесса, в ходе которого правовые ценности и нормы вначале просто доводятся до сведения индивида, а в дальнейшем становятся его глубоким внутренним убеждением, препятствуя совер­шению противоправных деяний. Результатом правиль­ного правового воспитания становится формирование у индивида правосознания и правовой культуры.

На состоянии социальных институтов отражается уро­вень стабильности и развития всей общественной сис­темы. В современной российской конституции гаранти­руются права и свободы личности. Но в реальной жиз­ни эти права и свободы постоянно нарушаются со сто­роны административной власти, органов юстиции и правопорядка, работодателей. Защита своих прав в судах стоит очень больших денег, так что многие граж­дане не в состоянии оплатить услуги адвоката. Не яв­ляется секретом и коррупция в судебных органах: по уровню коррумпированности российское государство занимает одно из первых мест в мире наряду с некото­рыми африканскими республиками. Много проблем возникает и в связи с федеративным устройством Рос­сии. Так, в законодательствах многих субъектов феде­рации содержатся моменты, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации. Российское граж­данское законодательство закрепило рыночные отноше­ния в нашей стране и подтвердило право собственности, как неотъемлемое право каждого человека. Веду­щую роль в российской экономике играет инвестор, но его правовой статус недостаточно четко прописан в рос­сийском законодательстве. На уровень общенациональ­ной вышла проблема проникновения криминальных кругов в бизнес. Значительная часть российского биз­неса контролируется мафиозными структурами, суще­ствует целая сфера теневого бизнеса. Слабость право­охранительных органов и в значительной степени их кор­румпированность позволяют криминалу постепенно подминать под себя все больше и больше коммерчес­ких организаций. Нелегальный бизнес теперь не огра­ничивается торговлей оружием, наркотиками и контра­бандой. В сферу влияния криминальных структур по­падают и предприятия промышленности.

Таким образом, состояние права в России связано с политическими и экономическими проблемами, стоящи­ми перед страной на переходном этапе развития. Суще­ствование этих проблем снижают результативность и ■ потенциал института права. Во многом здесь просматри­вается вина политической элиты страны, деятельность которой не всегда соответствует правовым нормам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: