double arrow

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, ге­ниальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд эта­пов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем раз­витии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития спо­собностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную ос­нову развития способностей.

Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Развитие задатков - это социально обусловлен­ный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностя­ми развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависи­мости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуали­зироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необ­ходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в ак­туальные.

Следующим уровнем развития способностей является одарен­ность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения ка­кой-либо деятельности.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соот­ветствующего сочетания способностей, но и овладение необходимы­ми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специа­листа в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответ­ствующие способности, и какие будут приобретены знания и навыки.

В структуре способностей можно выделить две группы компонен­тов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомога­тельными. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей об­разуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей — это весьма гибкое образование. Соотноше­ние ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомога­тельных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково ус­пешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации от­сутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью прихо­дится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельно­стью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недоста­ток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через при­обретаемые знания или умения, либо через формирование индивиду­ально-типического стиля деятельности, либо через другую, более раз­витую способность. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у дан­ного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность ус­пешной деятельности человека в самых различных областях.

Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже зани­мающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных пока­зателей представляется невозможным. С помощью различных психо­диагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в лю­бой профессии предполагает психологическую готовность к творче­ским решениям возникающих проблем.

Следующий уровень развития способностей человека — талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень разви­тия специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в дея­тельности. Деятельность талантливого человека отличается принци­пиальной новизной, оригинальностью подхода.

Следует отметить, что талант — это определенное сочетание спо­собностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуж­дение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обуслов­лено.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека со­ставляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гени­альных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об исследовании проблемы темперамента в трудах И.П. Павлова.

2. Что вы знаете об исследованиях темперамента Б.М. Теплова?

3. Что является физиологической основой темперамента?

4. Расскажите о психологических характеристиках различных типов темперамента.

5. Раскройте суть понятия «характер».

6. В чем выражаются особенности характера как психологического феномена?

7. Что вы знаете о классификации черт характера?

8. Расскажите о классификации акцентуаций характера А.Е. Личко.

9. Дайте характеристику общих способностей человека.

10. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

11. Что такое потенциальные и актуальные способности?

12. В чем выражается биосоциальная природа способностей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: