Тема№6: Научное исследование, его организация

1. Понимание «соц. исследование». Виды соц. исследования.

2. Программа соц. исследования

3. Научное исследование, его организация

4. Методы сбора данных в соц. исследовании.

1. Под исследованием понимается сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуально познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами.

Общей целью соц. исследования является получение достоверных данных об изучаемом процессе или явлении, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизни.

В соответствии с характером поставленных в соц. исследовании цели и задач различают три основных вида исследования: разведывательное (пилотажное или зондажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Необходимость в таком исследовании, как правило, возникает, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Данное исследование очень удобно для получения дополнительной информации о предмете и объекте для уточнения гипотез и задач, инструментария и т.д.

Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос.

Описательное исследование позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Следовательно, здесь используется подробно разработанная программа методически апробированный инструментарий.

Объектом описательного исследования обычно служит относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Сочетание разнообразных методов сбора информации повышает представительность, объективность и полноту соц. исследования.

Аналитическое соц. исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического – носит ли обнаруженная связь причинный характер.

В зависимости от рассмотрения предмета в статике или динамике, различают точечное и повторное соц. исследования.

Точечное исследование (или разовое) дает информацию о явлении или процессе в момент его изучения. Это исследование является статистическим, поскольку не дает ответа на вопрос о тенденциях изменения изучаемого объекта во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. Повторное исследование направлено на выявление динамики развития объекта

Особым видом повторного исследования является панельное исследование. Например, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности игры в футбол по системе 4-4-2. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одной и той же команды через заданные интервалы времени.

Соц. исследование состоит из следующих этапов: разработка программы и инструментария; сбор информации; подготовка собранной информации; подведение итогов исследования; формулировка выводов и рекомендаций.

2. Программа соц. исследования

Программа есть общая схема или план будущего мероприятия. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

Программа соц. исследования включает методологическую часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ, основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы, ее обработки на ЭВМ.

В исследовании социальная проблема выступает как проблема «знания о незнании» определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в нашей жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших соц. групп или соц. институтов. Это может быть незнание причин какого-либо социального явления.

В соответствии с целью исследования различают гносеологические и предметные проблемы. Гносеологические проблемы связаны с недостатком знаний о состоянии или тенденции изменения соц. процессов. Предметные проблемы обусловлены столкновением интересов групп населения либо соц. институтов, нарушающие нормальный ритм жизни общества.

По масштабам проблема может быть общенациональной региональной или местной.

По продолжительности существования проблемы делятся на: краткосрочные, среднесрочные и длительные. В процессе формулировки проблемы исследования необходимо точно выразить проблемную ситуацию (т.е. реальное противоречие), избегая при этом чрезмерно широких и абстрактных определений. Формулировка проблемы может конкретизироваться в процессе постановки задачи исследования. Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

Цель соц. исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную.

В программе разрабатывается четкая система основных и не основных задач.

Основные задачи соответствуют цели исследования. Не основные ставятся для подготовки будущих исследований, решений методологических вопросов, проверки побочных гипотез и т.д.

Объектом соц. исследования является деятельность людей, занимающих определенное соц. положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.

При описании объекта исследования нужно учитывать следующие его (объекта) характеристики: профессиональная или отраслевая принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, бытовая, политическая), временные границы. Единицами наблюдения, как правило, выступают носители этой деятельности, т.е. люди.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это как более значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же соц. объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает с какой целью, а главное – для решения какой соц. проблемы выбран.

Например, при исследовании образования объектом являются студенты различных Вузов г. Н. Челны. Предметом исследования является качество получения образования. Целью исследования – улучшение качества образования в г. Н. Челны. Задачи исследования – поиск основных путей улучшения качества образования и установление закономерностей учебного процесса.

Объект и предмет соц. исследования могут совпадать, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного соц. объекта.

Выдвижение и проверка гипотез.

Гипотеза в соц. исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре соц. объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1. Гипотеза, объясняющая соц. факты, в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана.

2. Гипотеза не должна противоречить уже проверенным фактам.

3. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе соц. исследования.

4. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость.

По содержанию предположений относительно изучаемого соц. объекта различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы – это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам соц. объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

В соц. исследовании следует различать основные и выводные гипотезы (выведены из основных).

Например, первая основная гипотеза (о влиянии содержания труда на отношение к труду в целом) состоит в предположении. Что содержание труда будет ведущим фактором, определяющим отношение человека к труду и фиксирующимся в объективных и субъективных показателях при данных общих соц. условиях трудовой деятельности.

Из этой гипотезы были выведены следствия:

1. Чем выше творческие возможности работы (содержание труда), тем выше объективные показатели отношения к труду;

2. Чем выше творческие возможности работы, тем выше субъективные показатели отношения к труду (удовлетворение трудом);

Вторая основная гипотеза касается структуры мотивации труда в современных условиях. Если подтверждается, что содержание труда есть ведущий мотивационный фактор, определяющий отношение к труду в целом, то в зависимости от содержания труда имеется относительное различие в структуре мотивов. Это различие будет проявляться в том, что в группах с соотносительно более творческим содержанием труда на первый план должны выдвигаться мотивы, связанные с содержанием труда, а в группах с относительно менее творческим содержанием труда мотивы, с ним не связанные. Как видим, вторая гипотеза есть развитие первой.

Эти две гипотезы являются описательными. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формируются, будут подвергнуты эмпирической интерпретации. Например, в первой выводной гипотезе имеются термины: «творческие возможности работы (содержание труда)», объективные показатели отношения к труду» и термин-связка «выше». При эмпирической интерпретации этих терминов указывались их эмпирические показатели через наборы наблюдаемых признаков. Например, содержание труда фиксируется в следующих трех показателях: уровень механизации работы, уровень требуемой классификации и соотношение затрат физического и умственного труда по данным хронометража на операции физические и мыслительные. В зависимости от сочетания этих трех показателей все профессии были разделены на шесть классов, групп, в соответствии с содержанием труда – от неквалифицированного ручного труда с постоянной физической нагрузкой до высококвалифицированного труда пультовика-наладчика. Объективных показателей отношения к труду было пять: выработка, качество продукции, уровень ответственности при выполнении срочных заданий, уровень инициативы в работе, повышение производительной квалификации. Связка «выше» означает, что все группы по содержанию труда упорядоченные показателям от низкого к высшему.

3. Научное исследование, его организация. Выборочный метод в соц. исследовании

Методы статистического наблюдения могут быть разделены на сплошные и не сплошные. Сплошное статистическое наблюдение требует полного охвата объекта исследования, всех его элементов без исключения. Основными недостатками сплошного исследования являются: трудоемкость, большие денежные затраты. Поэтому очень часто используют методы не сплошного наблюдения.

Основными методами не сплошного наблюдения являются:

1. монографический

2. метод основного массива

3. выборочный

Монографический метод наблюдения наряду с фиксацией статистических данных предполагает детальное качественное описание массовых явлений. Выбираемая для монографического исследования часть объекта очень часто является типичной для всего объекта или важнейших его элементов.

Методом основного массива изучается большая часть объекта соц. исследования или его важнейших элементов.

Выборочный метод.

Множество соц. объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой соц. исследования и территориально-временными границами, образует генеральную совокупность.

Любую генеральную совокупность, характеризует некоторый признак или набор признаков, по значению которого всегда можно однозначно определить, относится данный объект к генеральной совокупности или нет. Например, жители одного города, персонал крупного трудового коллектива, студентов всей страны и т.д. Часть генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Если генеральная совокупность включает все без исключения единицы, составляющие объект исследования, то выборочная совокупность есть отобранная часть генеральной совокупности. При этом наблюдение ведется именно за элементами выборочной совокупности.

Выборка делается таким образом, чтобы при минимуме исследуемых объектов удавалось с необходимой степенью гарантии представить всю генеральную совокупность.

При получении соц. информации выборочным методом могут возникать ошибки различного рода причины этих ошибок могут быть самые разнообразные. Эти ошибки (иногда их называют ошибками регистрации) делятся на случайные и систематические.

Систематической системой регистрации называется ошибка, выражающая некоторые существенные связи, возникающие в процессе регистрации между объектом, субъектом и условиями проведения наблюдения.

Случайные ошибки отражают менее существенные связи между объектом, субъектом и условиями регистрации.

Выборка в определенном смысле должна быть моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать характеристики этой совокупности. Однако нет необходимости моделировать в выборке все аспекты генеральной совокупности, достаточно лишь значимых с точки зрения задач исследования. Свойство выборки отражать, моделировать эти характеристики будем называть репрезентативностью.

Суть выборки в том, чтобы обеспечить всем элементам генеральной совокупности равные шансы попасть в выборку. Поэтому репрезентативность выборки будет определяться двумя компонентами: ошибками регистрации и случайными ошибками.

Основой выборки называют перечень элементов генеральной совокупности, если он удовлетворяет требованиям полноты, точности адекватности, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц наблюдения. Основой могут служить алфавитные списки сотрудников учреждения, номера пропусков, по которым можно идентифицировать определенные единицы и т.п.

По сформулированной основе выборки легко реализовать процедуру простого отбора. Для этого требуется соблюдение равенства шансов попадания единиц отбора в выборочную совокупность. Выделяют простой случайный бесповоротный отбор и простой случайный повторный отбор. Простой случайный повторный отбор (пусть основа выборки содержит N единиц. Тогда, чтобы выбрать n единиц наблюдения в выборочную совокупность, напишем номера от 1 до N на отдельные карточки, перемешиваем их и наугад вынем одну из них. Номер выбранной карточки задает соответствующую единицу наблюдения, попавшую в выборочную сововокупность. Затем карточка возвращается на место, они снова перемешиваются, наугад вынимается новая карточка, так продолжается n раз). Если извлеченную карточку не возвращать назад, а откладывать в сторону это уже будет простая случайная бесповторная выборка.

Данная процедура простого случайного отбора становится очень трудоемкой, если число, задающее объем основы выборки велико. Главная трудность состоит в том, что обеспечение равной вероятности попадания единицы наблюдения в выборочную совокупность требует очень тщательного перемешивания.

Чтобы устранить эти трудности для реализации простого случайного отбора пользуются, так называемыми, таблицами случайных чисел. Например, в таблице указаны 1,5 тысячи случайных чисел.

Строка        
         
         
         

Заранее мы пронумеровали, допустим N=300 единиц, из которых мы должны выбрать 7 единиц наблюдения. Поскольку N=300 – трехзначное число, а у нас в таблице пятизначные, то берем последние три цифры чисел. Начиная с первого числа, двигаясь по строке, получаем – 100, 1, 250 – это и есть номера единиц наблюдения, попавших в формируемую выборку.

Систематическая выборка.

Систематическая выборка есть упрощенный вариант простого случайного отбора. Основу выборки составляют различные алфавитные списки, картотеки учреждений, долговые книги и т.п. При систематическом отборе выбор единиц наблюдения осуществляется через один и тот же интервал К из исходного списка. Например, при К=17 выбирается 7, 19, 36, 53, 70, 87 и т.д. единиц списка. Таким образом, элементы выборочной совокупности однозначно определяются при систематическом отборе номером первого элемента и величиной интервала К.

Серийная (гнездовая) выборка.

При серийной выборке единицы отбора представляют собой статистические серии, т.е. совокупности статистически различимых единиц. В качестве таких единиц могут выступать семья, бригада, школьный класс, небольшие производственные коллективы в учреждениях и т.п.

Отобранные в выборку серии подвергаются сплошному или выборочному исследованию. В принципе любая многоступенчатая выборка представляет собой гнездовую выборку, в которой единицы отбора на высших ступенях являются гнездами из единиц отбора нижних ступеней.

Интерпретация и операционализация понятий.

Важной процедурой в соц. исследовании является сопоставление теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции: теоретическая интерпретация понятия (сопоставление данного понятия с другими понятиями) и эмпирическая интерпретация понятия (сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором – эмпирическое.

Эмпирическая интерпретация понятий представляет специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических понятий.

Существуют прямая и косвенная эмпирические интерпретации понятий.

Прямой эмпирической интерпретации подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые выступают в качестве представителей системы в целом. Например, понятия «производительность труда», «трудовая инициатива» и т.д. Эти понятия входят в состав более широкого понятия «отношение к труду» косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей терминов и предложений системы и непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями. Например, понятие «отношение к труду» нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Его нужно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как ценности, отношение к труду как отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии.

Операционализация понятий – это специфическая научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием.

Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования – фрагменты действительности. Например, концептуальная модель управления образованием раскрывается через понятия «качество образования», и т.д.

Инструментарий – это набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к методам сбора и обработки соц. информации.

Методы сбора данных в соц. исследовании:

1. Анализ документов. Документов в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Из этого понятия исключаются такие источники информации, как предметы материальной культуры и быта.

Любое соц. исследование должно начинаться с анализа документов по интерпретации исследователя проблемы. Чтобы ориентироваться в многообразии документов, необходима их классификация, основанием которой служит форма, в которой тот или иной документ фиксирует содержащуюся в нем информацию.

По форме фиксации информации документы делятся на: письменные (публикации, научные статьи, пресса и т.д.), архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме, иконографическую документацию (кино-, видео-, фотодокументы, картины и т.д.), фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, компакт-диски и т.д.).

В зависимости от статуса документы делятся на официальные, исходящие от органов власти разного уровня и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы и т.д.). По источнику информации документы делятся на первичные, составленные на основе прямого наблюдения или опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное с помощью данных из первичных источников. По степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, личные карточки и т.п.) и безличными (отчеты, архивы, протоколы собраний и т.д.).

Необходимо отметить, что один и тот же документ может быть классифицирован по нескольким основаниям.

Различают два способа анализа документов: традиционный, качественный и формализованный, количественный.

Под традиционным методом понимается интерпретация исследователем информации, содержащейся в документах и выявление их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.

Стремление уменьшить субъективность качественного анализа привело к применению количественного формализованного метода. Обычно это контент-анализ – перевод текстовой или вербальной информации в количественные показатели. Суть контент-анализа состоит в нахождении легко подсчитываемых признаков изучаемого документа, в которых отражены значимые стороны его содержания. При этом появляются возможность формализации качественного содержания. Таким признаком, например, может выступать частота употребления определенных терминов. Контент-анализ осуществляется с помощью выделения смысловых единиц (единиц анализа) и единиц счета. В качестве смысловой единицы выступает значимая для организации тема, отраженная в понятиях – словах или сочетаниях слов. В качестве единиц счета могут использоваться количество слов, печатных знаков или абзацев текста и т.д.

Основными направлениями использования контент-анализа являются:

a) выявление и оценка характеристик текста как показателей определенных сторон изучаемого объекта;

b) выяснение причин, породивших сообщение;

c) оценка эффекта воздействия сообщения.

Наблюдение в соц. исследовании представляет собой метод сбора соц. информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта.

Основными чертами наблюдения является систематичность, планомерность, целеустремленность. Систематичность предполагает последовательную работу, исключающую фрагментальность наблюдений, при которой может произойти недооценка важных показателей и, наоборот, переоценка несущественных.

Планомерность выражается в подготовке к проведению наблюдения.

Особенности наблюдения (как метода сбора информации)

1. связь наблюдателя с объектом наблюдения

2. восприятие наблюдателя (эмоциональное)

3. сложность повторного наблюдения

1) Субъективные трудности – восприятие, понимание и интерпретация исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «Я» (эмоции, ценности)

2) объективные трудности – ограниченность времени наблюдения временем совершения события изучаемого объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: