double arrow

Тема: Американская социология.

  1. Социология Л.Ф. Уорда (1841-1913)
  2. У. Самнер и социология культуры.
  3. Ф.Гиддингс и социализированный индивидуализм.
  4. А Смол и социология интересов.

1-й вопрос. Социология Л.Ф. Уорда (1841-1913)

Главной своей задачей Уорд считал создание социологической системы, которая помогла бы человечеству достичь расцвета и благосостояния. Он писал: «Предмет социологии – человеческие достижения. Они подразумевают не то, чем человек является, а то, что он делает. Достижение – это не структура, а функция».

Л.Ф. Уорд делил социологию на две части- чистую и прикладную. Чистая, или теоретическая социология имеет дело с «генезисом»,т.е. истоками и процессом развития социальных явлений. Прикладная, или практическая социология касается изменений в обществе, к-ые вызывает сознательное вмешательство человека. Целенаправленное, творческое воздействие людей на общественные явления он называл «телезисом».

Т. Обр, в социологии Л.Ф. Уорда выделяются две части – генезис и телезис. Они обозначают два начала – природное и социальное, к-ые борются и дополняют друг друга. Природа царство генезиса. Общество – царство телезиса. Если бы общество полностью подчинило себе природу, то власть стихийных законов тут же прекратилось бы и на смену пришли бы законы разума. Воцарилась бы полная гармония. К сожалению, м/у природой и обществом нет жестких границ. Напротив, м/у ними существует взаимосвязь – человек. В нем борются природное и общественное начала.

Полем борьбы выступают душа и сердце человека – средоточие психических сил. Психические и есть мостик м/у физическим и социальным. Чувства и страстные желания – вот что управляет человеческим поведением. Когда человек не может управлять чувствами, это значит, что им правит «генезис», что он во власти природной стихии. Когда человек подчиняет чувства разуму и сознания, он находится в поле действия «телезиса». Осознанные желания становятся интересами и проявляются как социальные силы.

2-й вопрос. У. Самнер и социология культуры.

Самнер был последователем дарвинизма. Он был убежден, что историей правит борьба за выживание: м/у собой борются индивиды, классы, группы. Законы борьбы за существование объективны, они не могут устанавливаться или отменятся человеком. Также объективны экономические законы. Эк-ие силы создают и разрушают социальные институты. Они воздействуют на человеческие интересы, а через них - на человеческую природу. В обществе, как и в природе, существует хрупкое равновесие, установленное борьбой за существование. Реформы, проводимые государством, способны только нарушить это равновесие и ничего не могут исправить в обществе. Самнер считает, что реформы призваны помочь тем, кого считают «слабыми». Он утверждал, что если нам не нравится дарвиновский закон выживания наиболее приспособленных индивидов, то останется лишь одна альтернатива – выживание наименее приспособленных.

Самнер, считает, что естественный отбор выносит на поверхность не только самых сильных, но и самых достойных. Те кто выигрывают в жизненной схватке, делают карьеру, добиваются успеха, пользуются всеобщим уважением, если конечно, не нарушают протестантской этики. Борьба и выживание сильнейших – условие прогресса человеческой цивилизации.

Жесткий дарвинизм Самнера имел политическую подоплеку. Идеологически он склонялся к консерватизму. Капитализм хорош потому, что основывается на выживании сильнейших. Они составляют класс зажиточных и богатых граждан. Слабые и ленивые занимают нижнюю ступень социальной пирамиды. Эволюционная модель общества использовалась Самнером для оправдания существующей классовой системы.

Общество, по Самнеру, представляет собой конгломерат групп. Каждая группа заботится о сохранении своей целости с помощью особых правил поведения индивидов. Самнер разработал целую классификацию социальных норм. Обычаи описывают нормы, нарушение к-ых не угрожает целости групп. Они представляют правила приличия, этикета. Нравы – более строгий вид норм. Нормы представляют групповую мораль, за нарушение к-ой могли изгнать из группы. К таким нормам относятся: уважение старших, помощь родственникам и т.д. Законы – третий вид норм, он делил на 2 группы: обычное право и формальное право. Первое является кристаллизацией традиционной практики, а второе – государ-ой деятельности.

Нравы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются «естественные» институты, например, религия, семья и т.д.; а на законах – «предписанные» институты (банки, система выборов).

Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, как следует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Самнер вывел закон: степень враждебности, направленной в сторону чужой группы, пропорциональна степени сплоченности своей группы. Такую враждебность он называл этноцентризмом.

Существуют 4 универсальных мотива, из произрастают интересы, формирующие все культурное многообразие поведения людей: голод, любовь, страх, тщеславие.

3-й вопрос. Ф.Гиддингс и социализированный индивидуализм.

Социологию Гиддингс представлял как специальную науку опирающуюся на достижения естествознания. Поэтому общество у Гиддингса не столько социальный феномен, сколько физико-психологический организм – результат одновременно бессознательной эволюции и сознательного развития (усилий интелегенции и всех мыслящих людей).

О предмете социологии Гиддингс писал: «Многообразие форм поведения – предмет психологии общества, которую иначе называют социологией, наукой статистической по своим методам, стремящейся во 1-х, факторизовать множественность поведения, во 2-х, объяснить генезис форм поведения, их интеграцию, дифференциацию и функционирование в терминах возбуждения и сходства частей реагирования механизма».

Многообразное поведение – не что иное как коллективное поведение собравшихся вместе людей. Оно имеет свои законы и нормы. Один из таких законов – борьба за существование.

Взаимное стимулирование, или возбуждение происходит через механизмы внушения и подражания. Результатом общего возбуждения явл. Формирование особого типа сознания. Оно состоит из «органической симпатии, восприятия сходства, осмысления или рефлективной симпатии, аффектации и стремления к признанию». Такое сознание Гиддингс называл «сознанием рода».

Людей Гиддингс делил в зависимости от степени развития у них «сознания рода». Эк-ие и социальные кризисы обостряют чувство общности, интенсифицируют «сознание рода». Народ сплачивается. «Сознание рода» исключает тех, кто принадлежит к иной расе или культуре. Оно усиливает сплоченность и укрепляет стабильность об-ва. Поэтому Гиддингс был против массовых миграций, к-ые делают нацию смешанной. Помочь в сплочении нации может социальная инхсенерия и социальный реформизм. В обществе, к-ое заинтересованно в процветании, должна победить социологическая технократия. Но не насильственным путем.

4-й вопрос. А Смолл и социология интересов.

А. Смолл ценил социологию как инструмент улучшения общества и наилучшую основу для развития социального планирования. Смолл негативно относился к спенсеровскому эволюционизму, к идеям о том, что об-вом правит борьба за существование и конкуренция.

Общество, полагал он, должно быть единым, крепким, базирующимся на общечеловеческих ценностях и христианской этике.

Предметом социологии у Смолла выступает изучение интересов и социального контроля. Человеческие интересы он разбил на шесть категорий: первичные, или интересы здоровья, включает питание, секс, работу, интерес к богатству, улучшению материального благосостояния; социабильный интерес, или общение; познавательные интересы; интерес ко всему прекрасному; заинтересованность в соблюдении справедливости и правопорядка.

Интересы не могут возникнуть вне об-ва, поэтому они – продукт его деятельности. Интересы управляют поведением людей, поэтому для того чтобы контролировать самих людей, необходимо изучать их интересы. Столкновение и усвоение интересов составляют содержание того, что называется динамикой социальной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: