Историко-теоретическое самоопределение социологии

Начнем, пожалуй, с понимания истории как таковой.

Итак, история – движение общества во времени. История – прошлое человеческого общества, освоение которого открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего в истории это осуществление некоторой цели: «прогресс цивилизации», «социальная справедливость», «освобождение человека» и т.п. Идея истории свойственна лишь цивилизованным обществам, появившимся в 4 тыс. до н.э.; в архаических (первобытных) обществах господствует мифологическое, а не историческое сознание.

Идея линейной истории впервые оформляется в античной культуре. Наше привычное представление об истории основывается на христианстве, в центе внимания которого находится определенным образом понятая человеческая история – история спасения. Структурируя историческое время последовательностью уникальных событий (сотворения мира и человека, грехопадение первых людей, пришествие Христа, возможность спасения человека, конец света, Страшный суд), христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости истории. Христианство, являясь мировой религией, обращенной к человеку, заложило основы трактовки истории как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. История целесообразна, она окупает все жертвы и каждому воздаст по заслугам.

Однако реальный исторический опыт подорвал христианскую веру в гарантированность и разумность истории. Происходило разбожествление истории.В сер. 19 века им был занят марксизм, который провозгласил, что историю создает человек, удовлетворяя свои потребности. Историческая необходимость – эволюция общественного производства. В 20 веке появился другой вариант разбожествления истории – неомифологизм. Неомифологизм снимал линейность исторического времени мифом о вечном возвращении, что свойственно архаическим культурам.

В 20 веке в историческое мышление проникают идеи прерывности и множественности истории. Был вскрыт европоцентризм в представлении об истории. Смысл истории (неограниченный прогресс) и ее периодизация (Древний мир – Средние века – Новое время) были определены на основе западного исторического сознания. В результате были утеряны уникальность и многообразие типов исторического развития. Выходом из тупика является переосмысление сущности исторической реальности. По-видимому, на смену теории «всемирной истории» должна прийти концепция «глобальной истории».

И все же главное, что история наполняет время смыслом – от абстрактного календарного времени, которое служит не только средством датирования, но и средством измерения длительности тех или иных процессов (в частности, представлений об общественном устройстве) до содержательной определенности исторического времени. Именно содержательная определенность исторического времени позволяет человечеству увидеть динамизм процессов общественного устройства, смысл идей, теорий, школ. Все это необходимо для того, чтобы осознать через какие тернии пришли к ныне живущим людям достижения человеческой мысли об обществе. Итак, нам предстоит совершить краткое путешествие в предысторию и историю социологии. К предыстории мы отнесем античность (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.), Средневековье (5 – 15 вв.), Ренессанс (14 –16 вв.) и новое время (17 – серед. 19 вв.).

Что бы там ни говорили историки, мы точно знаем, что первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители Н.Мкиавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Ж.-Ж.Руссо, А. ельвеций, И.Кант и многие другие, которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в 19 веке рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению конкретно-научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объяснявших человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: