Цель кейса: обсудить два основных стиля жизни – оптимистичный и пессимистичный; проанализировать некоторые нравственные аспекты педагогической деятельности.
Часто человек даже не задумывается над тем, какого стиля жизни он придерживается и как этот стиль жизни отражается на его профессиональной деятельности. Учителя жалуются в учительской на учеников, на супругов, на жизнь, на здоровье и т.д. и даже не понимают, что все эти стенания негативно отражаются, прежде всего, на самом педагоге. Ведь зачастую пессимисты проявляют озлобленность, негативизм ко всему, что их окружает. Формирование у педагога оптимистичного взгляда на профессию, детей, будущее является важнейшим элементом его профессионально-нравственного становления. В помощь для выполнения предлагаемых в кейсе заданий рекомендуется воспользоваться мудростью О. Хайяма.
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Что Вы видите за окном? (опишите).
2. Словесно нарисуйте портрет педагога, который увидел грязь и дождь.
3. Словесно нарисуйте портрет педагога, который увидел листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
4. Докажите, что зло сделанное педагогом может к нему вернуться.
5. Докажите, что учитель, используя ложь в педагогической деятельности, себя предает.
Материал к кейсу
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Не делай зла – вернется бумерангом,
Не плюй в колодец – будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых – не вернешь,
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь (Омар Хайям).